Вс06162019

LAST_UPDATEЧт, 13 Июнь 2019 4pm

Важные мероприятия

 План график 2019 

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Российское кадетское образование

Российское кадетское образование 16 Янв 2017 13:05 #15479

Российское кадетское образование


Зарождение в России военных учебных заведений связано с именем Петра Великого. В 1701 году он основал в Москве Школу математических и навигацких наук. В 1712 году были созданы Инженерная и Артиллерийская школы. К концу царствования Петра из Навигацкой школы была выделена Морская академия, а инженерные школы, которых к тому времени было уже три, объединены. К сожалению, при ближайших преемниках Петра военное дело, а с ним и подготовка командного состава, пришли в упадок, а основанные им военные школы влачили жалкое существование.

С приходом к власти Анны Иоановны, племянницы Петра I, начинается история кадетских корпусов — заимствованной у Запада формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству. В 1731 году ею был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. Корпус должен был готовить молодых людей как к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. При Елизавете Петровне созданное учреждение было переименовано в Сухопутный Шляхетский корпус, изменилась и обстановка в нем: не стало муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, корпус становился одним из важнейших культурных очагов столицы. Все больше проявляется принцип, ставший основополагающим для кадетского образования: военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент.

Особенно разительные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками. В 1766 году И.И Бецким был составлен Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, которым вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года. Все науки, подлежащие изучению были представлены четырьмя разделами:

Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.
Науки, нужные прежде всего для гражданских занятий.
Науки, имеющие практическую пользу.
Художества.
В первый возраст надлежало набирать 5-6-летних мальчиков и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками, заботившихся о здоровье, привитии хороших манер. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами. Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до 15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушавших им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет.

Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного. Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие – вот такие качества должен был править Корпус своим воспитанникам. Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве.

Таким образом, при Екатерине II и И.И. Бецком сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержания учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройства жизни и быта воспитанников, а также образа кадета — выпускника с выделением доминирующих качеств личности. Ещё при Екатерине П число кадетских корпусов в России начало увеличиваться: были открыты Морской, Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетские корпуса.

Император Павел 1 из-за краткосрочного своего правления не успел сделать для развития кадетского образования что-либо значимое. Он лишь утвердил начинание М.И.Кутузова как директора кадетского корпуса, вышедшего из его же выпускников, подразделять кадет не по возрастам, а по ротам. Сухопутный Шляхетский корпус был переименован в Первый, а Артиллерийский и Инженерный – во Второй кадетские корпуса, передано в казенное ведомство и названо кадетским корпусом созданное генерал-поручиком С.Г. Зоричем Шкловское благородное училище.

Итак, к концу ХVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.

В начале ХIХ века в кадетском образовании произошли значительные изменения, вызванные возрастающей в связи с наполеоновскими войнами потребностью в офицерских кадрах для российской армии Кадетские корпуса не могли повысить свою производительность по выпуску кадров вследствие длительного срока обучения и многопрофильной подготовки. Полный курс кадетского образования был разделен на несколько этапов, в частности, на общеобразовательную и военную подготовку. Кадетские корпуса были дополнены сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин. Выпускники училищ могли направляться в столичные кадетские корпуса для военной подготовки либо в университеты для получения высшего гражданского образования. Эти преобразования изложены были в “Плане военного воспитания”, утвержденном Александром I. Для осуществления руководства сетью учреждений военного обучения и воспитания в 1805 году был создан «Совет о военно-учебных заведениях», впоследствии переименованный в Главный штаб военно-учебных заведений. Многие созданные в этот период в губернских городах училища позже были преобразованы в кадетские корпуса. В столице был учреждён в 1802 году Пажеский кадетский корпус, который в период Отечественной войны 1912 года начал отступать в глубь страны, добрался до Москвы и в 1814 году под названием Первого Московского разместился в Лефортово. Так, к середине ХIХ века в стране насчитывалось 19 кадетских корпусов, которые делились на две группы: первая (из 15 корпусов) имела 7-8-летний срок обучения и готовила непосредственно офицеров, вторая (из 4 корпусов) предназначалась для воспитания малолетних, имела 4-5-летний срок обучения и готовила своих выпускников для “старших” корпусов.

Изначально перед кадетскими корпусами стояла двойная задача: дать воспитанникам общее образование я военную подготовку. С ростом научных знаний, усложнением видов вооружения, изменением тактики военных действий в 1863 году произошло преобразование кадетских корпусов в военные гимназии. В том же году Главный штаб был переименован в Главное управление военно-учебных заведений. Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку, особенно со стороны земского дворянства и купечества. Данные изменения вписывались в общее реформирование системы образования, в ходе которого было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов и изучением древних языков) и реальная (с естественно-математическим уклоном). Третьим типом стали созданные военные гимназии и прогимназии. Их предполагалось сблизить с обычными гимназиями, для чего был упразднен строевой состав, введены возраста, военные предметы сводились к минимуму, упрощен внутренний режим. Допускались приходящие ученики и занятия экстерном, вместо военных набирался гражданский персонал. Практика вскоре показала, что разрушение уклада закрытого учебного заведения, вырабатывавшего десятилетиями свои правила и ценности, сказалось негативно на воспитании, недостаточной оказалась и подготовка учащихся к переходу в военные училища, особенно в психологическом и профессиональном плане. Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 года восстановил кадетские корпуса и преобразовал в них открытые за последний период военные гимназии, а также сформировал новые. К этому времени насчитывалось 20 кадетских корпусов, до конца века к ним прибавилось еще 4, а в начале ХХ века были образованы еще 7 кадетских корпусов. Период царствования Николая II– это время наибольшего развития кадетского образования и окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений: заимствованная форма воспитания юношества к этому времени стала только российским национальным явлением. С 1900 по 1915 годы главным начальником военно-учебных заведений становится Великий Князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов в России.

В системе российского кадетского образования сложилось множество традиций, среди которых наиболее значимыми были следующие:

приближенность кадетских корпусов к царской семье и двору, причастность к событиям российского уровня;
сочетание привилегированного светского общего образования и военной подготовки;
глубокая преданность Вере, Царю и Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность, царящие в кадетских корпусах;
любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству, товарищеские отношения как в период обучения в корпусе, так и всю последующую жизнь;
превращение кадетских корпусов в центры высокой российской культуры: в корпусах создавались музеи, светские и церковные хоры, театрально- драматические коллективы, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, студии изобразительного искусства и хореографии, богатые библиотеки;
высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность кадет;
бережное, рыцарское отношение к женщинам;
уважение и почитание старших, в том числе и кадет;
подчинение корпусов специально созданному органу – Главному управлению военно-учебных заведений (ГУВУЗ);
признание воспитания как доминирующего процесса в кадетском образовании;
выделение в воспитании следующих основных направлений: военно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и физического;
опора в определении внутреннего порядка и организации жизни воспитанников в кадетских корпусах на воинские обычаи и ритуалы, правила и нормы поведения военнослужащих;
наличие традиционных праздников: два корпусных праздника в году: один –храмовьий — в честь Святого Покровителя корпуса, другой – день основания корпуса;
проведение традиционного парада в начале учебного года;
рождественский бал, праздник по окончании учебного года.
Ряд традиций имеет шутливое юмористическое содержание: ежегодные шуточные ночные парады, шутливые прозвища Майоров, Полковников, Генералов выпуска; «похороны» анатомии и всех наук; создание «Звериады» - книги с отзывами и пожеланиями выпускников корпуса, выраженными в шутливой стихотворной форме; “царский отбой” после последнего урока в последнем классе и ряд других.

Кадетские корпуса давали разностороннее образование, которое позволяло их выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще. Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей.

Революция и большевизм привели к разрушению системы кадетского образования, к гибели десятков и сотен кадет, оставшихся преданными монархии и России. Оказавшиеся в зарубежье члены педагогического персонала и кадеты, объединившись, создали на территории Югославии и Донской Императора Александра III кадетский корпус, и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, который просуществовал до 1944 года. До 1964 года функционировал во Франции корпус-лицей имени Николая II, где, несмотря на запрет властей на деятельность иностранных учебных заведений, тем более военных, почитались Кадетские традиции и законы.

В течение 20 лет кадетские корпуса были достойными представителями Великой России и светочами русской культуры, которая бережно сохранялась и развивалась. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение,они олицетворяли далекую и потерянную Родину. Девиз российских кадет за рубежом: «Рассеяны, но не расторгнуты!” Где только не пришлось жить бывшим воспитанникам кадетских корпусов России и зарубежья, но они достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства.

Таким образом, история кадетского образования, начатая в 1732 году, завершалась в 1944 году. Однако в 1923 году с созданием первого кадетского объединения в Белгороде получило начало еще одно уникальное явление – кадетское движение, которое распространилось во многие страны и континенты, существует до сегодняшнего дня.

Так, российское кадетское образование, возникшее в первой половине ХVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже ХХ и ХХI веков.

Общий смысл, заложенный в слово “кадет”, французского по своему происхождению, есть “маленький капитан”, “маленький возглавитель”. Опыт объединения таких будущих возглавителей в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании – кадетские корпуса, — рожденный во Франции, бьл востребован и получил большое развитие в России.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.216 секунд