Ср10282020

LAST_UPDATEСр, 28 Окт 2020 8am

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • ...
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

ТЕМА: Педагогическая власть - благо или..?

Re: Педагогическая власть - благо или..? 21 Июль 2014 16:20 #13292

Да, Елена Ивановна, согласен и хаос в голове и фанатизм как приверженность одному «правильному мнению» (решению) опасны особенно в деле воспитания ещё не до конца сформировавшейся личности ребёнка. И здесь ответственность взрослого воспитателя как носителя индивидуальных ценностей и личного опыта возрастает – ведь его слово может оказаться для ребёнка самореализующемся пророчеством.
Вместе с тем, современные дети поколения «Z» не очень-то ориентируются на авторитеты, ценят свободу, самостоятельность если не в действиях, то в суждениях, стремятся к самовыражению. Но жизнь в интернете под самыми разнонаправленными потоками информации не позволяет им сформировать идентичность (гражданскую, этническую, социальную). Поэтому влиять на них можем, но частично, и если сами попадаем в число их доверенных лиц. Более верный путь завоевать их доверие – это организовать диалог равных, помочь им проговорить и оформить свои мысли, страхи, надежды. Помочь им создать пространство собственных выборов, даже если они не совпадут с нашими ценностями и представлениями о счастье. Пусть дети совершают ошибки, проходят огонь, воду и медные трубы, нарабатывают собственный опыт. А мы будем поддерживать их в позитивных намерениях, поощрять и побуждать, убеждать и спорить, но ни в коем случае не давить своим авторитетом, не приказывать и не подавлять их волю.
Последнее редактирование: 21 Июль 2014 22:09 от Кузнецова Алла Геннадьевна.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 21 Июль 2014 14:42 #13283

Можно найти еще одно проблемное поле – насколько мы можем навязывать ребенку свое представление о мире, человеке, о нем самом наконец? Говоря о безусловно правильных ориентирах в образовании, таких, как патриотическое воспитание, например, или духовно-нравственное в целом, мы затрагиваем ведь, по сути, такие конструкты личности ребенка, как его мировосприятие, мировоззрение, ценностное отношение к жизни. И здесь опасным может быть как ситуация «ценностного хаоса», так и фанатичная идеологическая убежденность.
Какой же выход? Самому четко определиться в системе ценностных ориентаций современного мира (или вечных ценностей?!) и дать пространство для самоопределения детям – дать альтернативу – показывая «плюсы» и «минусы», развивая способности критического мышления и в целом механизмы личностного саморазвития, а не навязывая то, что кому-то или даже мне самому кажется истиной в последней инстанции.
А иначе - благими намерениями...
Можно поспорить.
Последнее редактирование: 21 Июль 2014 14:43 от Елена Ивановна Осеева.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 20 Июль 2014 23:26 #13272

Спасибо, Любовь Леонидовна, за статью. Но я в ней отметил бы другие фрагменты, касающиеся не столько личности учителя, сколько того, ради чего люди учатся, зачем им это нужно. Ведь если есть понимание, зачем лично тебе это нужно и представление как это можно использовать в жизни, вопросы с дисциплиной и собственно властью исчезают за ненадобностью. Ниже выбрал выдержки, которые мне близки как преподавателю.
Американский преподаватель и реформатор, Джон Тейлор Гатто, говорил, что система образования в Штатах — это 13 лет обучения пассивности. Образовательная среда, добавлял он, сама по себе является образованием. В течение многих лет каждого студента учат сидеть на стуле, не шуметь, включать мозги со звонком — и выключать их со звонком, слушаться старших — эта система порождает пассивных существ, жизнь которых должна направляться другими людьми…
Наша задача - переключиться с внешней мотивации и внешних стандартов на внутреннюю мотивацию и внутренние стандарты.
Преподавание вообще ближе к перформансу, танцу, актерской игре, чем к написанию научных статей и диссертаций... Образовательные учреждения должны быть либо столь же разнообразны, сколь и современный им мир, либо постепенно уйти в прошлое.
В мире просто нет достаточного количества разнообразно обученных учителей. Это всего лишь значит, что нам предстоит потратить еще больше времени и провести еще больше экспериментов — пока мы не получим систему хоть сколько-нибудь успевающую за переменами в мире вокруг нас…. Образование сложно устроено, но это рыночный товар, который ждет не дождется нормальной конкуренции идей и предприятий.
Последнее редактирование: 20 Июль 2014 23:55 от Кузнецова Алла Геннадьевна. Причина: ашипки
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 20 Июль 2014 20:03 #13263

Вот еще мнение, неоднозначно, но...
здесь
".....Родители не ищут своим детям школы так, как они ищут товары. Разнообразие предложений на рынке очень невелико. Система образования меняется куда медленнее, чем что бы то ни было еще: прогресс в этой области отстает от всех прочих. Мы всерьез пользуемся представлениями и технологиями XIX века. Человечество должно начать относиться к образованию, как к нормальной рыночной услуге. Сейчас это очевидно не так."
Ведь и родители подчас не имеют полной информации о личностной составляющей педагога....
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 20 Июль 2014 09:52 #13256

Парадокс, но сегодня несовершенство формальной составляющей педагогической власти (та же недостаточная защищённость учителя) стимулирует развитие неформальной, а это как раз очень неплохо, ведь это к росту профессионализма учителя ведёт! Так стоит ли формальную составляющую усиливать? Можно многих на "несветлое" поведение спровоцировать...

Педагогическая власть - сочетание не сочетаемого, но существующего в реальности. И зачастую ребенок - заложник этой не сочетаемости...

Далеко не факт, что большинство детей посещают школу добровольно, осознанно и с удовольствием. Однако взрослые понимают, что школа – это реальная возможность приобщить ребёнка к культуре и обществу, дать необходимый задел для личностной и профессиональной самореализации. Поэтому обучать и социализировать детей, если они того не желают – тяжёлый крест для учителя в роли надзирателя. Что же тогда нужно делать, чтобы проблемы с дисциплиной ушли на десятый план, а власть как способ «вести (или тащить) за собой» превратилась во взаимовыгодный обмен информацией, позициями, свободами? Как подвести ребёнка к самовоспитанию и позитивной самореализации как результатам образования?
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Фоменко Елена Викторовна

Re: Педагогическая власть - благо или..? 19 Июль 2014 23:24 #13253

Мне кажется, лучше уже и не скажешь и не подумаешь. ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО. Но это кажущаяся простота. "Усиление личностных ресурсов" - самое сложное, самое трудное, и самое неопределённое.... Потому что границ усиления личностных ресурсов нет, как нет пределов совершенствованию. Да и наполнение ресурсов личностных зависит от ума, доброты, ответственности, духовного таланта и духовной зрелости каждого конкретного человека-педагога...
Власть как "добровольный обмен свободами" - это очень точно. Но ведь я и могу заблуждаться, отдавая свою свободу (даже и добровольно!) профессии, детям... И другая сторона тоже может заблуждаться, отдавая свою свободу мне как педагогу... Педагогическая власть -сочетание несочетаемого, но существующего в реальности. И зачастую ребенок - заложник этой несочетаемости...
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 18 Июль 2014 18:19 #13243

Согласна абсолютно по поводу опасности усиления формальных оснований власти. В масштабе класса их и так достаточно, многие конфликты в классе возникают именно из-за неумелого "бряцания оружием" педагога.

Моя любимая цитата из Владислава Крапивина (сюжет про бегущего на перемене мальчишку, которого пыталась задержать дежурная девочка, а он в результате упал и обозвал её дурой):
- Я не дура, я дежурная!
- Дежурная ты сегодня, а дура ты всегда!

Это пример типичной ошибки - пытаться опираться на формальные основания власти в отсутствие личностных оснований.
Единственно, в чем ресурс усиления педагогической власти - в усиление личностных ресурсов, в результате чего истинная природа власти как "добровольный обмен свободами" и начинает появляться, делает власть педагогической
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 18 Июль 2014 17:31 #13242

  • SaBlin
  • SaBlin аватар
...если говорить о формальной составляющей прав и ответственности педагога, то здесь есть проблемы не только в отношении действий учителя относительно ученика, но и учеников и родителей в отношении педагога...
О-о, это проблема, которой ещё на одну конференцию хватит. Действительно, учитель в правовом отношении защищён как "простой российский гражданин" и не более. А на практике - даже менее. Я уже как-то в одном из постов приводил фразу, сказанную (правда уже довольно давно) одном чиновником от образования: "Если даже ученик ударит учителя, то в нынешней ситуации дело в лучшем случае закончится извинениями в его адрес". Есть такой парадокс, властными полномочиями учитель наделён, но никакой особой личной или статусной защиты при этом не получил. До сегодняшнего дня защита педагога как личности и как профессионала базируется исключительно на морали, и если она (мораль) не срабатывает, учитель оказывается ещё менее защищён, чем любой другой гражданин. Многое ещё и от руководителя школы зависит, некоторые предпочитают не выносить сор из избы и действуют аргументами типа : "Вы педагог? Вот и ищите подход!". Казалось бы, всё просто - давайте введём особую ответственность (неважно - уголовную, административную... формальную, в-общем...) за нарушение прав учителя и всё наладится! Но не всё так просто. Если мы приравниваем учителя к тем же сотрудникам правоохранительных органов (что-то вроде "оскорбление лица, находящегося при исполнении..."), то это существенно усиливает формальную составляющую той же педагогической власти. Представьте насколько привлекательным может показаться молодому педагогу (а, впрочем, и не только молодому) возможность работать с учеником при помощи не только при помощи бесед с родителями, низких оценок, разборов на Советах профилактики, а с помощью штрафов, административного и уголовного преследования! Можно задавить любого! Любое сопротивление на корню погасить! Парадокс, но сегодня несовершенство формальной составляющей педагогической власти (та же недостаточная защищённость учителя) стимулирует развитие неформальной, а это как раз очень неплохо, ведь это к росту профессионализма учителя ведёт! Так стоит ли формальную составляющую усиливать? Можно многих на "несветлое" поведение спровоцировать... :S
Территория как зона ответственности (компетенция) и способность эффективно решать возникающие проблемы в сфере своей ответственности и полномочий (компетентность) являются важным критерием влияния и отчасти власти.
Согласен, но здесь нет формальной составляющей. Тех самых атрибутов, закрепляющих формальную возможность влияния на других людей. Дворник воспитывает жильцов по собственной инициативе, этого в его должностных обязанностях нет. Поэтому, про влияние здесь можно говорить. Про элементы власти тоже. Но про власть в чистом виде - вряд ли. Забавно, здесь даже про учителя можно пример привести: для своих учеников он облечён властью, а для других детей? Если просто на улице замечание делает совершенно незнакомому ребёнку? Разве это - реализация властных полномочий? Влияние с применением профессиональных навыков - да, а власть... Скорее, нет. Потому учителя и ведут себя по-разному в разных ситуациях: они же знают границы своих полномочий. :dry:
Спорно, конечно... Но интересно! Спасибо за тему!

С уважением, Саблин Артём Андреевич.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 18 Июль 2014 12:39 #13237

Андрей Аркадьевич Вы пишете – «Про идентичность власти и влияния всё-таки не соглашусь. Да, власть - есть влияние, но не всякое влияние есть власть!»
Влияние – это процесс, им можно управлять и делать это достаточно технологично. Власть трудно определить, но можно через что-то выразить и опредметить в знаках, символах, атрибутах…
Мне кажется пример с дворником довольно показателен тем, что его власть связана с территорией, где он чувствует себя хозяином, т.е. человеком ответственным за вверенный ему участок. Территория как зона ответственности (компетенция) и способность эффективно решать возникающие проблемы в сфере своей ответственности и полномочий (компетентность) являются важным критерием влияния и отчасти власти. В этом плане я могу понять уборщиц, которые делают замечания на своей территории любым лицам, невзирая на их статус и должность. Если человек при исполнении и в своей профессиональной роли, то это во многом определяет его позицию и поведение. Ведь учителя по-разному себя ощущают в зависимости от того где они находятся - у себя в классе, на курсах ПК или в кабинете начальника отдела (управления) образованием.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Re: Педагогическая власть - благо или..? 18 Июль 2014 11:53 #13233

Андрей Аркадьевич пишет о формальных составляющих власти и полномочий педагога, которые можно найти в квалификационном справочнике.
Однако, если говорить о формальной составляющей прав и ответственности педагога, то здесь есть проблемы не только в отношении действий учителя относительно ученика, но и учеников и родителей в отношении педагога. И если в советские времена авторитет учителя не подвергался сомнению, то сейчас появились предложения на уровне Государственной думы о мерах по защите учителя от произвола со стороны других лиц. «В частности, предлагается установить запреты для учащихся и их родителей на определенные формы поведения в отношении учителей. Например, «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Применение насилия в отношении педагогического работника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти
izvestia.ru/news/573068
Вопрос в том – если ввести санкции и наказания за нападки на педагога (моральное унижение и физическое насилие) и прописать их в уголовном кодексе, то не навредит ли это светлому образу учителя как представителю одной из самых гуманных профессий?
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • ...
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
Время создания страницы: 0.251 секунд