В поисках ответа на свои же вопросы, пришлось изучить немало документов и статей. Анализируя их, пришла к выводу, что есть немало документов, в которых достаточно четко определены важные профессиональные и личностные качества педагога, есть проект профессионального стандарта педагога, который уже обсуждался на форуме ранее. Но, нет ни одного документа, в котором бы были описаны качества, необходимые представителям педагогической элиты.
Можно, конечно, предположить, что каждый представитель элиты – это идеальный педагог, образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Какие же качества спрятаны за этими общими формулировками? На мой взгляд, представитель педагогической элиты должен быть человеком с активной жизненной позицией; должен уметь заинтересовать своим замыслом, повести за собой; для него должно быть характерно стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность. Немаловажное качество – наблюдательность (умение увидеть тенденции и нюансы в развитии как ребенка, так и общества в целом). Требовательность к себе и другим, высокий уровень личной ответственности, «остроумие души», и это далеко не все качества, которыми должен обладать представитель элиты.
Когда писала эти качества, полагала, что они являются закономерными и каждое из них в отдельности есть у наших педагогов. Другой вопрос, а есть ли педагоги, у которых на высоком уровне сформированы все перечисленные мною качества, или это очередная модель идеального педагога?
Вопросов больше чем ответов, и одной не справиться. Коллеги, присоединяйтесь!