Вс11192017

LAST_UPDATEСб, 18 Нояб 2017 11am

Back Вы здесь: Учим других Методическая поддержка Методисты Методические рекомендации по совершенствованию организации обучения физике

Методические рекомендации по совершенствованию организации обучения физике

Организуя обучение учащихся физике и подготовку обучающихся к итоговой аттестации, рекомендуется в первую очередь обратить внимание на те подразделы курса физики, где выбор правильных ответов на задания базового уровня составил менее 60%. С учётом отсутствия конкретизации проверяемых элементов содержания в среднем по Хабаровскому краю их 9:

-       «Статика»;

-       «Механические колебания и волны»;

-       «Электромагнитная индукция»;

-       «Электромагнитные колебания и волны»;

-       «Элементы СТО»;

-       «Оптика»;

-       «Корпускулярно-волновой дуализм»;

-       «Физика атома»;

-       «Физика атомного ядра».

Обеспечивая изучение учащимися курса физики, как в основной, так и в старшей школе  следует в первую очередь делать акцент на понимании ими смысла законов, явлений и процессов, а потом уже учить рассчитывать физические величины по формулам, которые отражают эти законы.

Усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания позволяют проверить задания на установление соответствия (аналог В1-В4). Для их успешного решения рекомендуется обучать учащихся выполнять следующие действия:

-       осознавать сущность задания (использовать упражнения на выделение главного в тексте);

-       актуализировать опорные знания (использовать упражнения на выявление базы знаний для составления критериев при  организации взаимооценки);

-       проводить алгоритмическое или эвристическое исследование соответствия перечня описания и перечня предписания (использовать тексты разной сложности: из одной и той же темы курса физики, или одного и того же раздела, или двух и более разделов);

-       проводить обобщение и синтез знаний в выводах, оценочных суждениях (использовать образовательную технологию формирующего оценивания).

При обучении учащихся успешному решению качественных задач с развёрнутым ответом (аналог С1) рекомендуется использовать схему, предложенную ещё М.Е. Тульчинским.

  1. Знакомство с условием задачи (текст, чертёж, прибор и т.д.), выделив её главный вопрос или конечные задания.
  2. Осмысление условия задачи (анализ данных, выяснение необходимости введения дополнительных данных).
  3. Составление плана решения задачи (выбор и формулировка исходных физических законов, понятий, утверждений; установление причинно-следственной связи между первым логическим посылом: данными условия задачи и вторым логическим посылом: соответствующими физическими формулами, утверждениями и т.д.).
  4. Осуществление плана решения задачи (составление синтетической цепи умозаключений, начинающейся с формулировки соответствующих законов и заканчивая ответом на вопрос задачи).
  5. Проверка ответа  (желательно использовать взаимопроверку).

С целью обеспечения наиболее успешной подготовки учащихся к выполнению заданий высокого уровня типа С2-С6 рекомендуется  организовать их обучение физике на профильном уровне.