Чт03302017

LAST_UPDATEСр, 29 Март 2017 4pm

Back Вы здесь: Учим других Методическая поддержка Методисты Проблемы и основные пути организации профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Проблемы и основные пути организации профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В последнее время трудовая подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью вышла на качественно новый уровень. На решение обозначенной задачи ориентированы Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Выбор эффективных путей организации профессионально-трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, а также общеобразовательных школах позволит повысить овладение ими трудовыми навыками. В современных условиях, с точки зрения повышения эффективности всего образовательного процесса (в том числе и в коррекционных учреждениях), приоритетным направлением становится реализация развивающего потенциала новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, где особый акцент делается на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые в свою очередь выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Основные результаты профессионально-трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в отношении их достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития должны обеспечивать реальные возможности учащихся для овладения знаниями по одной или нескольким профессиям, достаточно успешному их обучению в профессиональном училище (ПУ), приобретению рабочей профессии, дальнейшему трудоустройству и жизнеустройству. Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, затрудняющих трудоустройство молодых людей, имеющих интеллектуальную недостаточность. К ним относятся: ограниченный круг предлагаемых трудовых профилей, рекомендованных для данной категории учащихся в школах-интернатах, профессиональных училищах, неразработанность программ по трудовому обучению (для 5-9 классов) или их неактуальность на современном этапе, особенно для учащихся со сложной структурой дефекта (сочетание слуховых, зрительных, двигательных нарушений с интеллектуальными). В силу определённых отклонений в личностном, эмоционально-волевом, интеллектуальном развитии выпускникам свойственна психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; отсутствие у них ясной жизненной перспективы (одна из причин – социальная незащищённость); неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определённых профессиональных трудностей. Учитывая названные проблемы и сложившуюся социальную ситуацию в крае с дальнейшим обучением и трудоустройством выпускников с интеллектуальной недостаточностью, важно уделить особое внимание организации в специальных (коррекционных) школах-интернатах, общеобразовательных школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, профессионально-трудового обучения, нацеленного на подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства. В соответствии с данной целью администрации, социальному педагогу, педагогу-психологу, учителям трудового обучения образовательного учреждения важно решать следующие задачи:  

  • изучать перечень востребованных на рынке труда рабочих профессий;  
  • расширить количество профилей профессионально-трудового обучения по рабочим профессиям, востребованным на современным рынке труда;
  • изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
  • готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения;
  • формировать трудовые навыки и умения;
  • содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников;
  • решать некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Пути организации профессионально-трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью Современная структура учреждения VIII вида в зависимости от сроков обучения предусматривает три уровня трудовой подготовки. I уровень трудовой подготовки обеспечивается при восьмилетнем обучении в IV- VIII классах. 1 ступень (IV кл.) – пропедевтический период; 2 ступень (V-VIII) кл. – общий период трудовой подготовки; II уровень трудовой подготовки достигается при восьмилетнем сроке обучения. В IX классе осуществляется 3 ступень обучения – обобщающий период. III уровень углубленной трудовой подготовки предполагает обучение в X(XII) классе. Учитывая то, что учреждение VIII вида для большинства выпускников является единственным доступным учебным заведением, главной задачей общего периода трудовой подготовки в V-IX классах является достаточно полная подготовка обучающихся с нарушением интеллекта по одному из профилей труда. По какому именно – зависит от наличия в учебных мастерских оборудования, инструментов, приспособлений и материалов. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п) предполагает с 0-4 кл. – трудовое обучение, с 5-9 кл. – профессионально-трудовое обучение. Распределение часов по классам следующее: Подгот. кл. 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 12 кл. 2ч. 2ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 6 ч. 8 ч. 10 ч. 12 ч. 14 ч. 22 ч. 24 ч. 26 ч. В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двухгодичные (X-XI), трёхгодичные (X-XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I-II, I-III), что входит в компетенцию учреждения (опыт организации таких классов в МОУ СКШИ №2 г. Хабаровска, директор Жабицкая И.В.). В классы могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ. Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ или возможности трудоустройства по месту жительства, наличие заинтересованных предприятий и организаций, особенно для выпускников, проживающих в отдалённых районах и посёлках. Программа углубленной трудовой подготовки составляется учителем трудового обучения с учетом специфики производства, требований квалификационной характеристики к рабочим данной профессии и охраны труда на производстве. Необходимо четко определить, что должны знать и уметь обучающиеся после окончания углубленной трудовой подготовки. Программа углубленной трудовой подготовки обсуждается на методическом объединении учителей трудового обучения, а затем утверждается администрацией образовательного учреждения и того предприятия, на котором организована производственная практика. Администрация образовательного учреждения отвечает за создание безопасных условий труда подростков в школьных мастерских и на производстве. Работу по ознакомлению учащихся с профилями трудового обучения следует начинать со второго полугодия четвёртого класса, Педагог-психолог проводит предварительную диагностику с целью определения наклонностей, возможностей, способностей учащихся и целесообразного распределения по тем видам труда, которые может предложить образовательное учреждение. Диагностику можно проводить как в виде тестов, так и при помощи бесед, опросов, ролевых игр, приёма моделирования жизненных ситуаций. В 5 классе непосредственно начинается обучение по определённому трудовому профилю. Для удобства преподавания и овладения знаниями, умениями, и навыками каждый класс делится на подгруппы по 5-6 человек. На этом возрастном этапе целесообразно провести ряд диагностических исследований, позволяющих определить интересы, способности, склонности учащихся, а также выявить, возможно, ошибочность в определении учащимися трудового профиля. Эту работу следует проводить на начальном этапе обучения, в середине учебного года и в конце. Ребёнок «ищет себя», а педагоги должны помочь ему в этом. Этот этап иногда затягивается вплоть до 7 класса. Нередко ученик меняет 2-3 профиля, пока не определится с выбором. В данном случае важно не упустить время и не спровоцировать ситуацию, когда ученик меняет профили по причине неуживчивого характера, нежелания трудиться, получать определённые знания и навыки, формируя в учениках непостоянство, халатное отношение к делу и др. отрицательные качества. Основными профилями профессионально-трудового обучения, реализуемыми на сегодняшний день в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида края, являются: штукатурно-малярное дело, столярное дело, слесарное дело, швейное дело, переплётно-картонажное дело, сельскохозяйственный труд, гончарное дело, обувное дело. Круг предлагаемых рабочих профессий достаточно узок, что в последующем затрудняет дальнейшее обучение в ПУ и трудоустройство выпускников. Поэтому считаем необходимым дополнить вышеперечисленный перечень теми видами профессий, которые доступны для данной категории учащихся и востребованы по их дальнейшему месту жительства. Это такие профессии: младший воспитатель в детском саду, младший медицинский персонал, грузчик, дворник, помощник по кухне, официант, подсобный рабочий, горничная, уборщик служебных помещений, слесарь-сантехник, сборщик монтажных прозрачных конструкций и т.п. Ряд трудовых профилей обеспечены на сегодняшний день программно-методическими материалам и представлены в сборнике программ №2 для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой («столярное дело», «слесарное дело», «швейное дело», «сельскохозяйственный труд», «переплётно-картонажное дело», «подготовка младшего обслуживающего персонала», «цветоводство и декоративное садоводство») 9; в программах по трудовому обучению в специальных (коррекционных) школах VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, 2001 («швейное дело», «вязание», «переплётное дело», «кожгалантерейное дело», «художественная обработка текстильных материалов» 10,13). Программа по гончарному делу для 5-9 классов, разработанная учителем-дефектологом В.Н. Карикаш. Предложные программы прошли экспериментальную проверку в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида. Результаты апробации свидетельствуют о соответствии содержания учебного материала возможностям детей с интеллектуальными нарушениями. В соответствии с уровнем психофизического развития учащихся, материальной базой, кадровым педагогическим персоналом учреждение вправе самостоятельно разработать или модифицировать уже имеющиеся программы и дидактическое сопровождение к ним по определённым трудовым профилям. Данные программы необходимо разрабатывать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам дополнительного образования 8 и утверждать локальным актом на педагогическом совете образовательного учреждения. Пояснительная записка должна содержать достаточно сведений, поясняющих необходимость и эффективность обучения по предложенному трудовому профилю, а также все организационные и методические моменты реализации программы. Вместе с тем учителям трудового обучения этих учреждений необходимо обучать детей и подростков технико-технологическим сведениям, приемам работы и отработки практических умений и навыков по общему курсу выбранной специальности. В связи с неразработанностью учебников и учебных пособий по некоторым трудовым профилям учитель вправе использовать учебники, предназначенные для обучения в общеобразовательных школах, профессиональных училищах, а также другой дополнительный дидактический материал. С целью обеспечения дальнейшей успешной социализации выпускников 9-х классов, имеющих интеллектуальную недостаточность, поступающих в ПУ, социальному педагогу, учителям трудового обучения, педагогу-психологу следует проводить работу с учащимися по их ознакомлению с профессиональными училищами города (ПУ№40, ПУ№22 в г. Хабаровске); по установлению деловых контактов; определению профилей обучения и востребованного количества человек на каждый профиль; организации совместных встреч с выпускниками школы-интерната прошлых лет, обучающихся в ПУ; экскурсии в общежития, училища с целью ознакомления с условиями и правилами проживания и обучения и др. По окончании IX, X-XI (XII) классов проводится экзамен по трудовому обучению. При организации экзамена следует руководствоваться Рекомендациями о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Минобразования и науки РФ от 14.03.2001 г. №29/1448-6). На экзамене проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности. Экзамен проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам. Теоретическая часть экзаменационного билета по трудовому обучению предполагает выявление знаний экзаменуемых по материаловедению, специальной технологии, знание техники безопасности при работе с упоминаемыми материалами и инструментами, а также знание основ Трудового Законодательства. Практическая часть билета – выполнение определённого изделия от начала и до конца. Учителем трудового обучения должны быть подготовлены материа-лы, инструменты, детали, заготовки, необходимые для выполнения практичес¬кой экзаменационной работы. Материал практической экзаменационной работы и экзаменационные билеты готовятся образовательным учреждением с учетом профилей трудового обучения, организованных в учреждении и утверждается органами местного управления образования. К экзамену по трудовому обучению допускаются экзаменуемые, обучавшиеся по данному профилю труда не менее двух последних лет. Учитывая различный уровень психофизического развития детей с нарушением интеллекта можно рекомендовать оценку знаний не по экзаменационным билетам, а в форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться со взрослыми. Собеседование проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы. Отдельные экзаменуемые из IX классов, показавшие отличные теоретические знания и практические навыки на производственной практике, а также выпускникиХ-Х1 (XII) классов, наряду с выпускными экзаменами по трудовому обучению могут сдавать квалификационный экзамен на тарифный разряд на производстве или в учреждении начального профессионального образования, на базе которых проводилась производственная практика. Экзамен по трудовому обучению проводит экзаменационная комиссия в составе: председателя (руководитель образовательного учреждения), заместителя председателя (заместитель директора по учебной работе), членов комиссии (учитель трудового обучения экзаменуемой группы, учителя трудового обучения и учителя общеобразовательных дисциплин данного учреждения), могут быть приглашены преподаватели учреждения начального профессионального образования и представители производства). Квалификационный экзамен принимает комиссия, составленная из представителей предприятия или учреждения начального профессионального образования, но с обязательным включением в нее учителя трудового обучения и одного из членов администрации специального (коррекционного) образовательного учреждения (директора или его заместителя). Состав экзаменационной комиссии и дата проведения экзамена утверждаются приказом по учреждению. Результаты экзамена по трудовому обучению оформляются протоколом. Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. Выпускникам X-XI (XII) классов, которым не присваивается квалификационный разряд, выдается производственная характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно. Подготовка к проведению экзамена предполагает выполнение практических контрольных работ (четвертные, итоговая) согласно программным требованиям по данному профилю трудового обучения. Работы хранятся у педагога и предъявляются членам комиссии на экзаменах. Учителя трудового обучения знакомят учащихся с содержанием билетов и помогают им составить конспекты ответов. Занятия по трудовому обучению в выпускном классе должны предусматривать систематическое повторение ранее пройденного теоретического материала. Порядок проведения экзамена. На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2-3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв). Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, должны соответствовать программным требованиям. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый получает чертеж, рисунок или фотографию объекта, знакомится с образцом-эталоном и техническими требованиями к изделию. Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы экзаменуемый выбирает самостоятельно. Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым изделия, соблюдение правил техники безопасности в ходе практической экзаменационной работы и качество изделия. По окончании выполнения практической экзаменационной работы проводится устный экзамен. На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между практической экзаменационной работой и устным экзаменом (собеседованием) рекомендуется устанавливать 20-30-минутный перерыв. Оценка результатов экзаменов. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на основании оценок, занесенных в протокол; за год, практическую экзаменационную работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую экзаменационную работу. Итоговая оценка «5» выставляется, если на «5» выполнена практическая экзаменационная работа, на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в оценках за учебные четверти выпускного класса нет «3». Итоговая оценка «4» выставляется, если на «4» выполнена практическая экзаменационная работа, на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесенных в протокол, нет «3». Итоговая оценка «4» выставляется, если на «5» выполнена практическая экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ или по итогам учебных четвертей в выпускном классе было не более двух «3». Итоговая оценка«3» выставляется, если на«3» выполнена практическая экзаменационная работа, на «4» или «3» оценен устный экзаменационный оответ и в оценках, занесенных в протокол, нет «2». Итоговая оценка«3» выставляется, если на «4» выполнена практическая экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ и по итогам учебных четвертей в выпускном классе было более двух «3». В свидетельстве (установленного образца) об окончании IX класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида следует делать запись «Профессионально-трудовое обучение» без указания трудового профиля. Данные рекомендации по организации трудового и профессионально-трудового обучения приемлемы для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в условиях общеобразовательной школы. При составлении планирования считается недопустимым «переброс» часов, отведённых на трудовое обучение, на другие предметные области, т.к. это влечёт за собой невыполнение программного материала. Распределение часов и тарификация педагогов трудового обучения – прерогатива образовательного учреждения. Для учащихся со сложной структурой дефекта (незрячих, слабовидящих, имеющих умственную отсталость, а также слабослышащих, неслышащих умственно отсталых учащихся) организация трудового обучения строится главным образом исходя из их психофизических возможностей по модифицированным программа, приемлемым для обучения данной категории учеников. Так как эти учащиеся имеют существенные органические и функциональные нарушения в центральной нервной системе, что ведёт не только к замедленному, но и своеобразному психофизическому развитию по сравнению с тем, какое наблюдается у незрячих, слабовидящих, неслышащих, слабослышащих, не имеющих каких-либо первичных нарушений мозговой деятельности. Выпускной экзамен по трудовому обучению сдаётся согласно вышеперечисленных требований для детей с интеллектуальной недостаточностью. Однако, практическая часть билета обязательно должна быть представлена разноуровневыми заданиями, которые учащийся вправе выбрать по желанию, в зависимости от своих возможностей.

 

Литература:  

1. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п).

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов (Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.97 № 48).

4. Письмо Министерства образования РФ от 31.03.2000 г. №31-ю-50-758/26-6 (Об объявлении постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 г. №212 «О внесении изменений и дополнений в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии).

5. Письмо Министерства образования РФ от 06.02.2003 № 27/2588-6 «Об использовании новой формы свидетельства государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения».

6. Письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой).

7. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

9. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.2./ Под ред В.В. Воронковой/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10. Программно-методическое обеспечение для X-XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Программы и методические рекомендации для учителя (издание 2-ое доработанное). /Под ред. А.М. Щербаковой/ - М.: Министерство образования РФ, 2004 г.

11. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги/ автор-составитель О.Н. Рудякова – Волгоград, 2008 г.

12. Психологическая профилактика и корррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е. Д. Шваб. – Волгоград, 2007 г.

13. Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Минобразования и науки РФ от 14.03.2001 г. №29/1448-6).

14. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида /Под ред. А.М. Щербаковой/ - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001 г.

15. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кодакова. - М.: Просвещение, 2009 г. - (Стандарты второго поколения).