Ср05242017

LAST_UPDATEПн, 22 Май 2017 12pm

Back Вы здесь: Учим других Методическая поддержка Методисты Программное обеспечение процесса обучения детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Программное обеспечение процесса обучения детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью

В крае на сегодняшний день на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов функционируют классы (группы) для детей со сложной структурой дефекта, часть таких детей находится на домашнем обучении. Основная масса детей, с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью воспитывается в домах-интернатах VIII вида (п. Берёзовка г. Хабаровска, г. Бикина). В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, с той категорией детей, на которых стояла печать «необучаемые». Опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям с данным видом патологии подтвердили, что каждый человек имеет право получить образование и воспитание. На протяжении многих лет (до середины 90-х годов ХХ века) в систему специального образования были включены фактически лишь дети с легкой умственной отсталостью (диагноз «олигофрения в степени дебильности»). В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии стала организация в специальной (коррекционной) школе классов для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288, в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида должны создаваться и функционировать классы для детей с тяжёлой умственной отсталостью. Большинство учащихся этих классов имеют умеренную или тяжелую умственную отсталость в сочетании с другими тяжелыми нарушениями развития. Особенности организации учебно-воспитательной работы с данной категорией детей регламентированы Письмом Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Тем самым сделан решающий вклад в организацию специального образования детей с выраженными степенями умственной отсталости и, следовательно, поставлены вопросы уточнения организации и определения содержания их обучения. Эти вопросы получили следующее решение. Включение в систему специального образования детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью закрепило за ними право на получение образования, которое «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребёнка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребёнка» (статья 23, п.3 Конвенции о правах ребёнка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990г.). Длительное время в России дети с глубокой умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Постоянно возрастающий интерес к проблеме помощи детям с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности, включение их в систему специального образования дали толчок научным исследованиям в этой области, поиска новых организационных форм образования этих детей, созданию инновационных программ их обучения. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с выраженными степенями интеллектуальной недостаточности в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия их потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович). Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно-полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения. В настоящее время для системы социального обеспечения остаются действующими программы социальной адаптации детей с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских домах-интернатах и психоневрологических интернатах, разработанные ЦИЭТИН (Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) (Москва, 1988, 1989 гг.). Они включают следующие разделы: — Чтение и письмо. — Счёт. — Развитие речи, предметные уроки и экскурсии. — Социально-бытовая ориентировка. —Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд. — Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания. — Физическая культура. — Пение и ритмика. — Рисование. — Трудовое обучение. К программам приложен учебный план. В объяснительных записках даны некоторые методические рекомендации, выделены основные задачи, очерчена этапность работы, указаны некоторые эффективные методы. Следует отметить, что любая программа предполагает определённую систему работы, которая согласуется с требованиями общества, то есть, с определённым социальным заказом. С момента выхода вышеназванных программ в обществе произошли серьёзные социально-экономические и политические перемены. Изменилась политика государства в образовании, в частности и в отношении к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Процессы гуманизации образования, породившие интеграцию в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями, расширили спектр оказания им помощи, раскрыли границы закрытых учреждений для этих детей. Анализ данных программ показал не только их морально устаревшее содержание, но и наличие пробелов в программном обеспечении. Творческой группой Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии» (ДВГСГА) под руководством Н.В. Лагуновой в 2007 году были переработаны и модифицированы программы, разработанные ЦИЭТИНом, и на их основе составлен сборник программ для обучения детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью (Образовательная программа для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях дома-интерната /Автор-составитель: Н.В. Лагунова. – Биробиджан: ДВГСГА, 2007). Ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное). Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. Система коррекционно-воспитательной работы данной программы включает в себя три основных этапа. На первом этапе ставится задача выработать у детей дошкольного возраста (от 4 до 8 лет) санитарно-гигиенические навыки, развить моторику, предметно-практическую и игровую деятельность, умение координировать движения. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, по специальной программе осуществляется подготовка детей к школьному обучению. На втором этапе у воспитанников (в возрасте с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Их обучают счёту и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое внимание уделяется привитию детям хозяйственно-бытовых и социальных навыков. На третьем этапе, задачей которого является социально-трудовая адаптация воспитанников, обучением охватываются воспитанники в возрасте 16-18 лет. В это время усиливается их трудовая подготовка. В учебно-производственных мастерских подростки изготавливают различные изделия из бумаги и картона, занимаются сборочными работами, шитьём и пр. Большая роль в этот период отводится социальной ориентации воспитанников, т.е. расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, в транспорте, учреждениях бытового обслуживания, что даёт возможность этим лицам в определённой степени приспособиться к жизни. Сроки освоения образовательных программ для таких детей определяются индивидуальными возможностями конкретного ребёнка, но составляют не более 10 лет. При необходимости в школе может быть открыт подготовительный класс, который комплектуется из числа детей, не прошедших организованное дошкольное обучение, с целью изучения возможностей учащихся, а также их подготовленности к школьному обучению. В I – IV классах формирование знаний об окружающем мире сочетается с развитием речи учащихся, обучением грамоте, счету, а также с привитием навыков самообслуживания, ручного труда. В V – IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и начинается трудовая подготовка учащихся. Начало учебного года в таких классах, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным для всех общеобразовательных учреждений. Продолжительность урока в подготовительном классе – 30-35 минут, в I классе – 35 - 40 минут, II – IX – 45 минут. Все дополнительные и индивидуальные групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Учащийся с тяжелой умственной отсталостью не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения какого-либо общеобразовательного курса или трудовых навыков его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.). Школе следует опираться не на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.). Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умения учащихся. В сборнике программ представлены возможные уровни достижения в области того или иного предмета, т.е. обозначена достаточная (достижимая для учащегося) база знаний и умений, на основе которых дифференцированно (с учетом подготовленности и усвоения материала) следует осуществлять текущую и итоговую (за полугодие и учебный год) проверку. Оценивается различная сумма знаний в устном, письменном, практическом плане как «верная» или «неверная», а по способу их применения – как «достаточно усвоенная». При организации и оценке знаний детей с выраженной умственной отсталостью следует исходить от достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, т.к. никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с глубокой умственной отсталостью, и поэтому наши предложения носят рекомендательный характер. На коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия по логопедии, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия ЛФК – в соответствии с медицинскими показателями. В первую половину дня допустимо в некоторых случаях брать детей: - на занятия по логопедии – с уроков чтения и развития речи; - на занятия по ЛФК – с уроков физкультуры; - на занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – с уроков ИЗО, музыки. В программе учитывается принцип коррекционной направленности обучения, практической значимости и жизненной необходимости учебного материала для обучающихся. Обучение носит воспитывающий характер. За основу распределения часов по программам автора-составителя Н.В. Лагуновой предлагаем к использованию учебный план, разработанный ЦИЭТИН (Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) (Москва, 1988, 1989 гг.). Учебный план (распределение учебных часов в программе из расчёта 35 учебных недель в году) Наименование предметов Число учебных часов в неделю (ч.) Всего (ч) 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. Чтение и письмо 6 6 6 6 6 6 6 6 48 Счёт 3 3 4 5 5 5 4 4 33 Развитие речи, предметные уроки и экскурсии 3 3 2 2 2 2 2 - 16 Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд 4 4 4 2 1 - - - 15 Хозяйственно-бытовой труд. Самообслуживание 2 2 2 2 3 3 3 3 20 Физическая культура 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Пение и ритмика 2 2 2 1 1 1 1 1 11 Рисование 2 2 2 1 1 1 - - 9 Трудовое обучение - - - 6 10 14 16 18 64 Всего обязательных занятий 24 24 24 27 31 34 34 34 232 Коррекционная подготовка Социально-бытовая ориентировка - - - 2 2 2 2 2 10 Индивидуальные логопедические занятия 4 4 4 4 3 3 - - 22 Всего максимальная нагрузка учащегося 28 28 28 33 36 39 36 36 244 Помимо этого на сегодняшний момент времени разработаны программы под редакцией Л.Б. Боряевой «Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» и И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта 0-4 классы». Для организации обучения детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью мы рекомендуем к использованию «Образовательную программу для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях дома-интерната» - автор-составитель: Н.В. Лагунова (программа охватывает возрастную категорию 7-16 лет). В процессе реализации данной программы необходимо проводить специальные педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные общеразвивающие мероприятия, содержание которых направлено на максимально возможное развитие ребенка. Важно помнить, что дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода. Тяжелая умственная отсталость как правило бывает комбинированной: она характеризуется особыми признаками поведения, отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах и часто связана с различными заболеваниями у ребенка. В группах для тяжело умственно отсталых детей рекомендуется проводить много различных мероприятий, включающих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу. Отношение к занятиям у детей данной категории определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания. Этому может препятствовать: - отсутствие познавательного интереса, -стереотипность в усвоении знаний, мешающих воспринимать новый материал, -затруднения в способности высказаться, -неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания. -непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда, -отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости, -плохая память, -неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях. Занятия с тяжело умственно отсталыми строяться по индивидуальному плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком должна быть создана атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия. Занятия могут проходить в классе, в здании, вне здания, вне территории, быть как фронтальными, так и индивидуальными. Совместно прорабатываются ситуации приветствия, расставания, завтрака, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом должны быть созданы условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно. Продолжительность индивидуального занятия зависит от возможностей каждого конкретного ребенка, так как это помогает сохранить впечатление (информацию), доказать результат, применить навыки и умения на практике. Для закрепления необходимы упражнения, которые по форме и содержанию выполняются довольно длительное время и направлены на формирование и развитие реакции и способности, выработать основные действия и навыки. При планировании занятий в группе необходимо учитывать те условия, в которых находится ребенок дома и в группе, а также результаты диагностики ребенка. Диагностические карты должны быть составлены с учетом возраста ребенка и особенностей его развития. Рассмотрев эти условия и результаты обследования, следует установить, потенциальные возможности, как отдельного ребенка, так и группы в целом, способность к занятиям, уровень актуального развития отклонения в эмоционально - волевой сфере. Наблюдения за детьми рекомендуется проводить как в данной, так и в произвольной ситуации. Только предусмотрев все эти аспекты, можно начинать осуществлять проведение занятий в развивающей форме. Учебный день для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью следует расписать таким образом: учеба-отдых, учеба-игра, учеба-арт-терапия и т.д. Необходимо учитывать и различные способности, возможности ребенка, готовность организма к нагрузкам, восприятие ребенком занятий. Особенности тяжелой умственной отсталости требуют индивидуальных занятий, поэтому для их проведения необходимо оборудовать несколько помещений, а также комнаты для игры и отдыха, учитывая санитарные нормы. Дети данной категории испытывают трудности не только в педагогическом плане, они постоянно находятся под наблюдением врачей, которые проводят с ними различные реабилитационные мероприятия. Если для отдельных детей применяются особые медицинские или терапевтические мероприятия, то педагоги в группе должны способствовать проведению и поддерживанию назначенных медицинских показаний. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Этот аспект необходимо учитывать в практической работе. Формирование и развитие основных навыков и умений следует вести по следующим направлениям: - моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка. Дети с недоразвитием и несформированностью моторных навыков испытывают большой дефицит внешних раздражителей, который они не способны самостоятельно восполнить. Поэтому педагог должен быть готов к длительной и кропотливой работе.) -восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность) -самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития -ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы) -социальные отношения (помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними) -трудовая деятельность (тяжело умственно отсталые дети не всегда имеют возможность чем-либо заниматься. Основными целями этого направления является попытка побудить ребят к трудовой деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца). При обучении ребенка тому или иному приему работы, педагогу важно тщательно контролировать выполнение каждого задания. На начальном этапе подбираются лёгкие и доступные ребёнку задания. Когда он освоит один прием, ему нужно показать новый. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребенка, а основательная работа укрепляла уверенность в себе, развивала готовность заниматься трудовой деятельностью. При подготовке данных рекомендаций были использованы материалы и статьи Аюповой Е.Е. «Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями развития»; Н.В. Новоторцевой «Анализ программного обеспечения обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей».

Содержание программ:

  • Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб, 1996.
  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта 0-4 кл.: Программно-методические материалы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М., СПб.; Псков, 1999.
  • Образовательная программ для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях дома-интерната / Автор-составитель: Н.В. Лагунова. – Биробиджан: ДВГСГА, 2007. размещено на сайте «Логопед ДВ» http://www.openclass.ru/communities/5086 Сообщество «Педагоги детских домов и интернатов» http://my.mail.ru/community/speshial-needs-

 

Литература:

1. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 1996.

2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000.

3. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб, 1996.

4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта 0-4 кл.: Программно-методические материалы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М., СПб.; Псков, 1999.

5. Образовательная программ для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях дома-интерната / Автор-составитель: Н.В. Лагунова. – Биробиджан: ДВГСГА, 2007.

6. Программы обучения детей с тяжёлой степенью умственной отсталости / Под ред. Г.Д. Селивановой - М., 1988.

7. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001.

8. Цикото Г.В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976.

9. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов //Дефектология. - 1979. - № 1.

10. Цикото Г.В. Организация целенаправленной деятельности и развитие внимания детей-имбецилов в процессе начального обучения //Дефектология. - 1985. - № 4.

11. Цикото Г.В. Характерные черты развития познавательной деятельности цетей-имбецилов: Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 1978.

12. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Асикритов В.Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб., 1996.