Пн08212017

LAST_UPDATEПн, 21 Авг 2017 11am

Back Вы здесь: Учим других Работа с детьми Методические рекомендации по организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в общеоб

Работа с детьми

Методические рекомендации по организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в общеоб

Скачкова Н.Ю.,

гл. методист отдела

специального (коррекционного)

образования ХК ИРО

 

 

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И РАБОЧИХ ПРОГРАММ

       При интегрированном обучении для детей с интеллектуальной недостаточностью  разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

      Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

      Если сроки освоения общеобразовательной  программы не совпадают с нормой, то для детей с интеллектуальной недостаточностью заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.

При формировании перечня предметов, а также  часов, отведённых на их изучение, важно учитывать, полную реализацию БУПа, рекомендованного для специальных (коррекционных) школ VIII вида [1].

Комплектование групп для проведения коррекционных занятий, предметов, не входящих для обязательного изучения детьми по общеобразовательной программе, а также превышающих норму часов, по общеобразовательной программе, но рекомендованных для изучения по программе для школ 8 вида является полномочием образовательного учреждения. Планируя состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся, завучу нужно ориентироваться на количественный состав детей с интеллектуальной недостаточностью в каждом классе, количество ставок педагогов,  тарификацию. Единых подходов не существует, но есть полезные рекомендации, которые помогут  оптимально определить перечень предметов, кол-во часов, чтобы полностью был реализован учебный план,   рекомендованный для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Общая обязательная нагрузка для учащихся, обучающихся по  БУПу для  общеобразовательных школ (1 вариант) составляет:

 
 

по БУП для школ 8 вида (1 вар.)

1 кл. – 24 ч.

2 кл. – 25 ч.

3 кл. – 27ч.

4 кл. – 28ч.

 
 

 


1 кл. – 20ч.

2 кл. – 25ч.

3 кл. – 25ч.

4 кл. – 25ч.

 

 

 

Разницу в часах можно компенсировать перераспределением часов. Часы, отведённые на школьный компонент (обязательные занятия по выбору) можно перераспределить и дополнить ими часы по чтению и развитию речи, математике.  Недостающие часы по трудовому обучению компенсировать за счёт часов внеурочной деятельности.

Представленные рекомендации являются примерными, их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана.

 

УЧЕТ ТЕКУЩИХ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ УСПЕВАЕМОСТИ

       В соответствии с  действующим законодательством текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация  обучающихся образовательного учреждения (в том числе с интеллектуальной недостаточностью) отнесены к компетенции и ответственности образовательного учреждения и осуществляются в соответствии с уставом образовательного учреждения и с требованиями настоящего Закона (п.16 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (п.3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании).

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования

составляет 34 недели, в первом классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

·в 1 классе — 35 минут;

·во 2—4 классах — 35—45 минут (по решению общеобразовательного учреждения)[8].

 

 

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант)

 

№ п/п

Образовательные области

Учебные предметы    

Количество учебных часов в неделю

подг. класс

младшие

старшие

Федер. комп.

НРК

(I)

(II)

(III)

Федер. комп.

НРК

0

I

II

III

VI

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1.

Общеобразователь-ные курсы

1.1. Родной язык и литература

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

2

2

7

-

1.2. Чтение и развитие речи

2

5

5

5

4

4

4

3

3

3

-

38

 

 

 

 

 

1.3. Письмо и развитие речи

2

5

5

5

5

5

4

4

4

4

-

43

 

 

 

 

 

1.4. Развитие устной речи

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

 

 

 

 

 

1.5. Математика

3

5

5

6

6

6

6

5

4

4

51

-

2

1

1

4

-

2.

Природа

2.1.Природоведение

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

1

1

 

 

 

 

 

2.2. Биология

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

6

2

 

 

 

 

 

2.3. География

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

6

2

 

 

 

 

 

3.

Обществознание

3.1. История Отечества

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

5

1

 

 

 

 

 

3.2.Обществознание

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

2

1

3.3. Этика и психология семейной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

2

4.

Искусство

4.1.Изобразительное искусство

2

1

1

1

1

1

1

1

 

 

5

4

 

 

 

 

 

4.2. Музыка и пение

2

1

1

1

1

1

1

1

1

 

6

4

 

 

 

 

 

4.3.Физкультура

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

14

4

2

2

2

4

2

5.

Трудовая подготовка

5.1.Трудовое обучение

2

2

2

2

4

-

-

-

-

-

10

2

 

 

 

 

 

5.2.Профессионально-трудовое обучение

-

-

-

-

-

6

8

10

12

14

-

50

 

 

 

 

 

5.3.Производственное обучение

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

22

24

26

-

72

5.4.Трудовая практика (в днях)

-

-

-

-

-

10

10

10

20

20

-

-

30

30

30

-

-

6.

Коррекционная подготовка (коррекционные курсы)

6.1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

-

1

1

2

2

-

-

-

-

-

2

4

 

 

 

 

 

6.2.СБО

-

-

-

-

-

1

2

2

2

3

5

4

1

1

-

1

1

6.3.Ритмика

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

3

2

 

 

 

 

 

** 6.4. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Школьный компонент (обязательные занятия)

 

2

2

2

2

2

1

1

1

-

-

-

13

4

4

3

 

11

Итого: обязательная нагрузка на учащегося

 

20

24

25

27

28

29

33

35

36

36

115

178

36

36

36

12

96

Факультативные занятия

 

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

-

10

2

2

2

-

6

Всего: максимальная нагрузка на учащегося

 

20

24

25

27

28

31

35

37

38

38

115

188

38

38

38

12

102

                                         

 

 

 

Поправка:

Письмо Министерства РФ от 18.09.2002 № 29/2331-6 «Об использовании БУПов, утвержденных 10.04.2002 № 29/2065-п» (Часы в графе «Обязательные индивидуальные и коррекционные групповые занятия» перенести в строчку «Обязательные занятия по выбору»).

 

*  Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению.

** На обязательные индивидуальные и групповые занятия отводится 15-25 мин. Учебного времени на одного ученика, в том числе на класс.

 

Корр. курсы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Логопедические занятия

4

4

4

4

3

3

2

2

 

ЛФК

1

1

1

1

1

 

 

 

 

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

 

 

 

 


 
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА
 
(II вариант)
 

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю, классы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9 (10)

10

(11

11

(12)

Всего часов

                                                                   Федеральный компонент

1.

Язык и речь

1.1.Русский язык

2

3

3

3

4

4

4

4

4

3

-

-

-

1.2. Устная речь

2

2

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1.3. Чтение

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

-

1.4.Деловое и творческое письмо (практикум)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

3

-

2.

Математика

2.1. Математика

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

-

-

2.2. Экономический практикум

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

-

3.

Обществознание

3.1.Мир истории (пропед.)

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

3.2.Истрория Отечества

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

-

-

-

3.3.Этика

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

2

2

-

3.4. География

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

-

-

-

4.

Естествознание

4.1.Живой мир

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

4.2. Природоведение

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

4.3.Естествознание

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

-

-

-

5.

Искусство

ИЗО

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

6.

Технология

6.1. Занимательный труд

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

6.2.Домоводство

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

2

-

7.

Физическая культура

7.1. Физкультура

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

8.

Обеспечение безопасной жизнедеятельности

8.1.ОБЖ

-

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

                                                  Региональный (национальный) компонент

1.

Обществознание

История и культура родного края

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

-

2.

Естествознание

Человек и его среда (ОБЖ)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

-

3.

Искусство

ИЗО

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

Музыка, пение (танец)

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

-

 

 

Профильный труд

-

-

-

-

-

6

6

8

10

12

16

16

 

 

Технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультура (спортивная подготовка)

Физкультура

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

3

3

 

Количество часов в неделю

 

19

23

23

23

23

27

31

31

33

34

35

35

337

Школьный компонент (коррекционные технологии)

ЛФК

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

 

Ритмика

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

 

Логопедическая коррекция

2

3

3

3

3

2

2

-

-

-

-

-

 

Игра, игротерапия

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

 

Психологический практикум

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

 

Факультативы

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

 

Максимально допустимое количество часов

24

29

29

29

29

31

35

35

37

38

39

39

394

Трудовая практика (в днях)

 

 

 

 

 

 

6

10

12

12

14

14

 

 

Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

Администрации школы следует обеспечить возможность обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью по дополнительным образовательным программам и получении ими дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализации системы мероприятий по социальной адаптации  данных детей. Учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо «включать» во все направления внеурочной деятельности: (спортивные кружки, секции, военно-патриотические, экологические клубы, предметные кружки, музыкальные кружки, театральная студия, социальная работа, проектная деятельность), но при этом учитывать их психофизические возможности, желание, способности.

Педагогу-психологу, учителю-логопеду, социальному педагогу школы важно  оказывать консультативную и методическую помощь родителям  (законным представителям) детей с интеллектуальной недостаточностью по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Организовывая интегрированное и инклюзивное образование в общеобразовательной школе, с учётом вышеназванных аспектов, позволит построить образовательный процесс эффективно и  сделать его более результативным.

 

 

 

Приложение 1

Учебники и учебные пособия допущенные (рекомендованные) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе по Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 1-4 кл. /Под редакцией Воронковой В.В./в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011/2012 уч. год

 

Предмет

Класс

 

Автор, учебник

Рабочие тетради

Гриф

Обучение грамоте

 

1

Завершённая предметная линия УМК  1-4 кл.

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2002-2010

 

Рекомендован

Письмо и развитие речи

2

Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2002-2010

 

Аксенова А.К. «Читай, думай, пиши!» Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, Часть 1,2

Рекомендован

3

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2002-2010

 

 

Аксенова А.К. «Читай, думай, пиши!» Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение

Часть 1,2

Рекомендован

4

Аксенова А.Г., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2002-2010

 

 

Аксенова А.Г. «Читай, думай, пиши!»  Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, Часть 1, 2

Рекомендован

Чтение и развитие речи

 

2

 

Ильина С.Ю.  Книга для чтения. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение СПб, 2002-2010

 

 

Рекомендован

 

3

Завершённая предметная линия УМК  2-4 кл. С.Ю.Ильиной

Ильина С.Ю., Матвеева Л.В. Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение СПб, 2002-2010

 

Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение СПб, 2002-2010

Методич. рук-во для учителя

Методич. рук-во для учителя

Рекомендован

Допущен

 

 

4

Ильина С.Ю., Матвеева Л.В. Книга для чтения. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение СПб, 2002-2010

 

Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение СПб, 2002-2010

Методич. рук-во для учителя

Методич. рук-во для учителя

Рекомендован Допущен

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

1

незавершённая линия

Кудрина С.В. «Окружающий мир», 1 класс Изд-во: ВЛАДОС, 2002-2010

Методические рекомендации 1-4 кл.

Допущен

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

Математика

1

Завершённая предметная линия УМК Перова М.Н., Эк В.В.   1-4 кл.

Алышева Т.В. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2002-2010

 

Рекомендован

2

Алышева Т.В. Математика. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2002-2010

 

Рекомендован

Хилько А.А. Математика. Учебник для 2 класса коррекционных учреждений VIII вида. Просвещение, СПб, 2002-2010

(вариативный учебник)

 

Хилько А.А.  Рабочая тетрадь по математике для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение

Допущен

3

Эк В.В. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2002-2010

 

 

Алышева Т.В., Эк В.В. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс.   для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Часть 1,2. Просвещение

Рекомендован

4

Перова М.Н. Математика. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2002-2010

 

Перова М.Н.Яковлева И.М. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение

Рекомендован

Изобразительное искусство

1

** Неменская Л.А. /Под ред.

Неменского Б.М.Изобразительное

Искусство.1 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

2

**Коротеева Е.И. /Под ред.

Неменского Б.М.Изобразительное

Искусство.2кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

3

** Горяева Н.А. /Под ред. Неменского

Б.М.Изобразительное искусство.3кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

4

**Неменская Л.А. /Под ред.

Неменского Б.М.Изобразительное

искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

Физкультура

1

**Матвеев А.П.Физическая культура.1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

2

**МатвеевА.П. Физическая культура. 2 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

3- 4

 

**Матвеев А.П.Физическая культура 3-4 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

Музыка и пение

1

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка 1кл. учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

2

 

 

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

3

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,Шмагина Т.С. Музыка 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

4

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

Трудовое обучение

1

незавершённая предметная линия

Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Просвещение, СПб - 2002-2010

 

 

Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2.  М., Просвещение

Допущен

2

Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2002-2010

 

Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2.  М., Просвещение

Допущен

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

**учебники, вошедшие в Федеральный перечень (рекомендованы к использованию в спец.(корр.) учреждениях 8 вида 2011-2012 учебный год)

                 

 

Учебники и учебные пособия допущенные (рекомендованные) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе по Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида   0-4 кл./под ред. И.М. Бгажноковой /в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011/2012 уч. год

 

Предмет

Класс

 

Автор, учебник

Рабочие тетради

Гриф

Письмо, обучение грамоте

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Незавершённая линия УМК

 

 

 

 

 

 

 

Лещинская Т.Л. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Гуманит. Издат. центр, ВЛАДОС, 2007г.

 

Допущен

Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь: Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М., Просвещение СПб, 2007г.

Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.  Дидактический материал для занятий в добукварный период учащихся 1 класса  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М., Просвещение СПб, 2007г.

Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.  Пропись для 1 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.  Часть 1,2,3. - М., Просвещение СПб, 2007г.

Допущен

Русский язык

2

 

Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2008г.

Аксенова А.К. «Читай, думай, пиши!» Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2008г. Часть 1,2

Рекомендован

 

3

 

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2007г.

 

Аксенова А.К. «Читай, думай, пиши!» Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2007г. Часть 1,2

Рекомендован

 

4

 

Аксенова А.Г., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2007г.

 

Аксенова А.Г. «Читай, думай, пиши!»  Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2008г. Часть 1, 2

Рекомендован

Устная речь

1

Незавершённая линия УМК

 

Комарова С.В.

Устная речь. Учебник для 1  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010г.

 

 

Допущен

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Естествознание (Живой мир)

1

Незавершённая линия УМК

 

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Крутова Т.О. Живой мир. Учебник для 1  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010г.

 

Допущен

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Математика

1

Завершённая линия УМК Эк В.В.- Перовой М.Н.

Алышева Т.В. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2009г. 

 

Допущен

2

Алышева Т.В. Математика. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2010г.

 

Рекомендован

3

Эк В.В. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2007г.

 

Алышева Т.В., Эк В.В. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс.   для специальных (корр.) образовательных учреждений VIII вида. М. Часть 1,2. Просвещение.

Рекомендован

4

Перова М.Н. Математика. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение.

 

Перова М.Н.Яковлева И.М. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение.

Рекомендован

Изобразительное искусство (ИЗО)

1

** Неменская Л.А. /Под ред.

Неменского Б.М.Изобразительное

Искусство.1 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

2

**Коротеева Е.И. /Под ред.

Неменского Б.М.Изобразительное

Искусство.2кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

3

** Горяева Н.А. /Под ред. Неменского

Б.М.Изобразительное искусство.3кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение

 

 

4

**Неменская Л.А. /Под ред.

Неменского Б.М.Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение

 

 

Физкультура

1

**Матвеев А.П.Физическая культура.1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

2

**МатвеевА.П. Физическая культура. 2 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

3

4

**МатвеевА.П. Физическая культура. 3-4 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

Музыка,  пение (танец)

1

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка 1кл. учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

 

 

2

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка 2кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.  

3

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка 3кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

4

**Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка 4кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.

Технология (занимательный труд)

1

Незавершённая  линия

Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Просвещение, СПб.2002-2010

 

Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2.  М., Просвещение, 2008г.

Допущен

2

Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2009г.

 

Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2.  М., Просвещение, 2009г.

Допущен

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

** учебники, вошедшие в Федеральный  перечень( рекомендованы для спец.( корр.) образовательных  учреждений 8 вида)

               

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04. 2002 г.№29/2065-п).

2.     Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".

3.     Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4.

4.     Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065–п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

5.     Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2007 г. NN ВФ-577/06, 2608-ВС "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование".

6.     Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

7.     Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

8.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост. Е.С.Савинов].- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2010.

9.     Проект специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (выдержки из основных положений концепции, разработанной в ИКП РАО), Москва, 2009 // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 2. – С. 6-16.

10.              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010.