Чт01192017

LAST_UPDATEЧт, 19 Янв 2017 10am

Back Вы здесь: Учим других Работа с детьми Некоторые аспекты построения учебной программы по математике для специальных (коррекционных) школ VI

Работа с детьми

Некоторые аспекты построения учебной программы по математике для специальных (коррекционных) школ VI

Осуществляя идею интегрированного обучения  детей и подростков с умственной отсталостью,  учителя общеобразовательных школ, не прошедшие предварительную подготовку и ранее не работающие  по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида, встречают в своей работе различные трудности.  Допуская ошибки, педагоги обучают  умственно отсталых детей по программам  общеобразовательных школ, используют учебники, материал которых труднодоступен учащимся. Всё это приводит к тому, что ребёнок в силу своих психофизических возможностей не может усвоить предлагаемый  учебный материал. 

В настоящее время для обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием предлагаются несколько вариантов учебных планов и программ по всем учебным предметам. Базисные учебные планы (БУП) для специОсуществляя идею интегрированного обучения  детей и подростков с умственной отсталостью,  учителя общеобразовательных школ, не прошедшие предварительную подготовку и ранее не работающие  по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида, встречают в своей работе различные трудности.  Допуская ошибки, педагоги обучают  умственно отсталых детей по программам  общеобразовательных школ, используют учебники, материал которых труднодоступен учащимся. Всё это приводит к тому, что ребёнок в силу своих психофизических возможностей не может усвоить предлагаемый  учебный материал. 

В настоящее время для обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием предлагаются несколько вариантов учебных планов и программ по всем учебным предметам. Базисные учебные планы (БУП) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида является ориентиром для определения направления и содержания обучения умственно отсталых детей в системе образования. Они разработаны в соответствии с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Учебный план включает перечень всех учебных предметов, осваиваемых в каждом структурном подразделении учебно-воспитательного учреждения, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый предмет, и распределение этих часов в течение учебной недели. Принципиальным для школы VIII вида является увеличение количества часов на такие разделы коррекционной работы, как язык и речь, трудовое обучение, коррекционные технологии. Перечень предметов, заложенных в названные области, определяется специфическими особенностями развития психики умственно отсталого ребёнка, в частности  нарушениями коммуникативной и речевой деятельности, необходимостью использования специальных коррекционных приёмов и методов по оздоровлению учащихся, преодолению нарушений в формировании письменной речи, приобщению их к разнообразным видам труда с их последующей ориентацией на профессиональную и общетрудовую деятельность с учётом региональных потребностей и условий.

Базисный учебный план  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида представлен в 2-х вариантах. (Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).

Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования разработаны программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

ü программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. И.М. Бгажноковой;

ü программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред И.М. Бгажноковой;

ü программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 класса под ред. В.В. Воронковой;

ü программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой.

Программе под редакцией Воронковой В.В. соответствует I вариант БУПа, программе под редакцией И.М. Бгажноковой – II вариант плана.

Данные программы разработаны на основе специального образовательного стандарта с учётом особенностей интеллектуального и речевого развития, а также познавательной деятельности умственно отсталых школьников. В них определено содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения материала по годам обучения.    

Министерство образования РФ, министерство образования Хабаровского края рекомендуют к использованию программу под редакцией В.В. Воронковой. Это объясняется тем, что она полностью обеспечена учебно-методическими материалами (учебниками нового поколения, учебными и методическими пособиями по предмету). Программа под редакцией И.М. Бгажноковой не в полной мере обеспечена учебниками по линиям предметов, поэтому, при реализации данной программы целесообразно изучить перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных для данной программы; дополнить данный перечень другими учебниками и учебными пособиями, которые имеются в Учреждении.

 

Рассмотрим более подробно содержание программы по математике (авторы  - М.Н. Перова, В.В. Эк), вошедшей в сборник программ под редакцией В.В. Воронковой.

Данная программа предусматривает девятилетний срок обучения, причём для учащихся с низким уровнем подготовленности к школе или с диагнозом, требующим уточнения, предлагается обучение в подготовительном классе.  

При сравнении программ по математике коррекционной школы VIII вида и начальных классов общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объём, содержание и система изучения математического материала в коррекционной школе имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.

В объяснительной записке программы по математике говорится о необходимости использовать процесс обучения математике в целях повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся.

 Учитывая, что в 0-1-й классы  поступают дети с разным уровнем развития, различной готовностью к обучению и различной математической подготовкой (дети приходят из общеобразовательной начальной школы, проучившись там разные сроки, из детских садов, как массовых, так и специальных, из семьи, из стационарных лечебных учреждений), программа предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период.

Задачи подготовительного периода:

ü выявление количественных, пространственных представлений о размерах, форме предметов;

ü установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний;

ü подготовка их к усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии;

ü формирование общеучебных умений и навыков.

Уточняются и формируются понятия о размерах предметов (большой-маленький, равные, больше-меньше, длинный-короткий, длиннее-короче и т.д.), пространственные представления (далёкий-близкий, вверху-внизу, слева-справа и т.д.), количественные представления (много-мало, поровну, столько же и др.), временные понятия и представления (сегодня, завтра, вчера, утро, день, вечер, ночь и др.).

Продолжительность пропедевтического периода определяется составом учащихся, их подготовленностью к школьным занятиям, уровнем их математических представлений. Он может продолжаться весь учебный год в нулевом классе или от двух недель до полутора месяцев в первом классе.

Программный материал по математике представлен концентрически. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причём материал предыдущего концентра углубляется в последующих. Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения, расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно.

Разделы математики:

·        нумерация;

·        арифметические действия с целыми числами;

·        величины, единицы измерения величин;

·        дроби;

·        элементы наглядной геометрии;

·        задачи.

В каждый из этих разделов включён материал, доступный пониманию умственно отсталых школьников на данном этапе их обучения, необходимый для овладения ими профессией, для подготовки к жизни и социальной адаптации.

При изучении нумерации учащиеся должны получить понятия натурального числа, нуля, натурального ряда чисел и его свойств, овладеть закономерностями десятичной системы счисления.

Программа предусматривает обучение четырём арифметическим действиям в пределах одного миллиона, основным приёмам устных и письменных вычислений, изучение названий компонентов и результатов арифметических действий, зависимости между компонентами, практическое знакомство с переместительным и сочетательным свойствами арифметических действий.

Изучение раздела «Величины» предполагает знакомство с величинами  (длиной, массой, стоимостью, временем, площадью, объёмом), единицами измерения этих величин, их соотношением. Числами, выражающими длину, стоимость, массу, время и т.д. и действиями с ними.

Наряду с этим учащиеся должны изучить дроби, как обыкновенные, так и десятичные: получение дробей, основные свойства преобразования, сравнение дробей, арифметические действия с дробями, проценты. Причём, в программе отсутствует тема «Умножение десятичных дробей». Однако же, при выполнении измерительных работ и практических вычислений на уроках трудового обучения, данные умения учащимся необходимы. Поэтому целесообразно включить изучение данной темы в курсе математики.

На всех годах обучения решаются как простые, так и составные арифметические задачи. Особую важность при формировании у умственно отсталых учащихся как математических умений и навыков, так и социально-значимых, играет решение задач прикладного характера. Учитель вправе включать в материал урока не только задачи из учебника, но также и задачи и из других источников, отражающие практическую значимость (согласно темы).

Помимо основных разделов программа по математике включает в себя изучение геометрического материала. Данный материал представлен в учебнике единым разделом. Урок изучения геометрического материала следует проводит один раз в неделю.

Учитывая неоднородность состава умственно отсталых учащихся, их разные возможности в усвоении математических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математике.

Программа в целом определяет оптимальный объём знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся. Однако практика показывает, что имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических знаний. Оптимальный объём программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя усвоить новый материал – требуется многократное объяснение учителя или других учеников. Чтобы закрепить новый приём вычисления или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество практических упражнений, причём темп работы таких учеников, как правило, замедлен. В данной ситуации предусматривается для таких учащихся упрощение материала по каждому разделу  во всех классах Учителю предоставляется возможным варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Для учащихся с локальными поражениями коры головного мозга или акалькулией, которые, успевая по всем учебным предметам, не в состоянии усвоить программу школы VIII вида по математике даже при наличии дополнительных индивидуальных занятий, программой предусматривается возможность их обучения по индивидуальным планам, составленным учителем и утверждённым администрацией школы. В этом случае индивидуальная программа составляется с учётом возможностей усвоения математических знаний конкретным учеником.

Так как умственно отсталые учащиеся осваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, поэтому программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объёме, например, знакомство с мерами стоимости, длины начинается с 1-го класса, а заканчивается в 8-9 классах.

Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперёд, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят к формированию того или иного понятия.

Учитывая, что умственно отсталые учащиеся склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного. Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причём повторение предполагает постепенное расширение, а главное, углубление ранее изученных знаний.

Большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков  с целью их подготовки к жизни, к овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.

Программа по математике для специальных (коррекционных) школ VIII вида нацеливает учителя на решение основной задачи преподавания математики – коррекционно-развивающей, что и является главным лейтмотивом в отборе материала и методических приёмов объяснения материала.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». – 2006. - №14. -  С.76.

2.     Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.04.97 № 19).

3.     Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4.     О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов (Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.97 № 48).

5.     Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6.     Письмо Министерства образования РФ от 31.03.2000 г. №31-ю-50-758/26-6 (Об объявлении постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 г. №212 «О внесении изменений и дополнений в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии).

7.     Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

8.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2006.

9.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под ред И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2006.

10.           Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред В.В. Воронковой/  – М.: Просвещение, 2006.

11.           Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2./ Под ред В.В. Воронковой/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.