Чт05252017

LAST_UPDATEСр, 24 Май 2017 9pm

Back Вы здесь: Мы делаем База опыта Организация учебно-воспитательного процесса

База опыта Организация учебно-воспитательного процесса

Организация каникулярного времени как средство развития социально-значимых качеств личности детей и

Организация каникулярного времени как средство развития социально-значимых качеств личности детей и подростков в центре детского творчества "Темп"

ИПО «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы».

Параметры информации Содержание информации
I. Общие сведения о носителе опыта
1.1. Фамилия, имя, отчество автора опыта Бодунова Наталья Алексеевна
1.2.

Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания

Комсомольский – на - Амуре государственный педагогический институт,1998г.;

Дальневосточный Восточно-европейский институт психологии и психоанализа, 2001г.
1.3. Специальность по диплому

Учитель начальных классов.

Психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии;

Преподаватель психологии.

Психолог - консультант

1.4. Место работы (полное наименование образовательного учреждения) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
1.5. Муниципальный район (городской округ), в котором находится образовательное учреждение Верхнебуреинский муниципальный район Хабаровского края
1.6. Вид образовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа;

1.7. Территориальная принадлежность образовательного учреждения

Городское образовательное учреждение

1.8. Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

педагог-психолог

предмет психология

1.9. Стаж педагогической работы 10 лет
1.10. Отраслевые и государственные награды Грамоты отдела образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, 2005г., 2006г., 2007г., 2009г.
1.11. Квалификационная категория I квалификационная категория
1.12. Участие в профессиональных конкурсах (название конкурса, год и уровень участия)

Краевой Фестиваль инновационных психологических проектов «Практическая психология в образовательном учреждении: состояние, перспектива», 2008г., Диплом I степени  в номинации «Лучший инновационный проект по организации психологической службы на уровне муниципального образования»

Краевой  конкурс «Педагог-психолог Хабаровского края – 2009», 2009г., участник
1.13. Обобщался ли ранее опыт, на каком уровне, по какой проблеме (теме), номер и дата документа о внесении опыта в соответствующий банк данных

Опыт по теме «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы» внесен в муниципальный банк данных передового педагогического опыта, удостоверение №16 от 23.10.2008г.

II. Данные о масштабе инновационной работы
2.1.

Уровень инновации

Муниципальный

2.2.

Масштаб  инновации

Локальное новшество

2.3. Ступень обучения, на которой осуществляется инновация Начальная школа
2.4. Количество участников инновационной работы  Один педагог
2.5. Период формирования и функционирования опыта 2005-2009 гг.
III.  Сущностные характеристики опыта
3.1. Тема инновационного педагогического опыта «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы».
3.2.

Цель инновационного опыта

Организация психолого-педагогической поддержки  учащихся начальной школы для их успешной адаптации к школьной жизни
3.3. Направленность опыта, то есть, с каким компонентом целостного педагогического процесса связан

Педагогические технологии обучения и воспитания

Организация учебно-воспитательного процесса

3.4. Условия возникновения     изменений, то есть обоснование актуальности опыта

Новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества (психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в рамках предлагаемой системы работы направлено на помощь детям в их адаптации к новой социально-педагогической среде, на создание условий для эффективного приспособления к новой ситуации школьного обучения, на помощь детям, испытывающим различные трудности в выработке стиля поведения и взаимоотношений, что позволяет своевременно спрогнозировать возможные варианты адаптационного периода для школьника,  исключить деструктивные пути приспособления.

3.5. Источник получения нового

Опытничество

3.6. Новизна

Усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности

Комбинация элементов известных методик

Создана система комплексного психолого-педагогического  сопровождения будущих первоклассников и учащихся начальной школы, направленная  на профилактику возможных проблем и трудностей в обучении и воспитании, включающая летний профильный лагерь «Первоклассник», факультатив для учащихся 2-х классов «Формирование стиля познавательной деятельности», индивидуальные и групповые формы работы с детьми, постоянный психолого-педагогический консилиум  для учителей начальных классов, лекторий для родителей.

3.7. Идея и концепция изменений (краткое научно-теоретическое обоснование опыта)

Система психолого-педагогической поддержки учащихся начальных классов основывается на принципах личностного подхода С.Л. Рубинштейна, на учении о развитии психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, воли) в процессе освоения индивидом ценностей культуры Л.С. Выготского, на представлениях о социализации личности Б.Г. Ананьева, А.С. Залужного, К.А. Абульхановой-Славской.

Основанием для построения системы психолого-педагогического сопровождения  детей стало принятое в отечественной психологии положение  о том, что «именно игра является деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка». Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка. Развивающие игры содержат разносторонние условия для формирова­ния наиболее ценных качеств личности. Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных заня­тиях. Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в рамках данной системы осуществляется на основе коррекционных и развивающих игр.
3.8. Трудоемкость

Требует:

- привлечения других участников учебно-воспитательного процесса: учителя информатики, учителей начальных классов, учителей будущих первоклассников;

- наличия кабинета информатики с пропускной способностью не менее 12 чел.;

-наличия  кабинета для индивидуальных и групповых занятий
3.9. Риски и ограничения Психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться профессиональным психологом
IV. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах
4.1. Характеристика полученных результатов (по критериям и показателям, определенным согласно поставленной цели)

  Полученные результаты свидетельствуют о следующем:

1.Наблюдается увеличение количества детей, посещавших летний оздоровительный лагерь «Первоклассник» (2005г.-28% от числа первоклассников, поступивших в школу; 2006г. - 69%; 2007г.-66,6%; 2008г.-85,2%; 2009-86%);

2.Снизился  уровень тревожности детей;

3.Повысилась устойчивая положительная школьная мотивация;

4. 100% детей, прошедших систему занятий,  обучаются успешно;

5.100% родителей учащихся начальной школы положительно оценивают работу и довольны тем, что дети посещают развивающие занятия психолога и педагогов, учатся общаться между собой, улаживать конфликты.

6.Дети, прошедшие через систему подготовки профильного лагеря «Первоклассник», имеют только высокий, выше среднего и средний уровень адаптации. Педагоги отмечают, что они  быстрее других осваиваются в коллективе в период адаптации, более активны, инициативны в организации  различных мероприятий, процесс адаптации к ситуации школьного обучения проходит для них быстрее.
4.2. Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать авторские продукты, например: авторские программы, учебно-мето­ди­ческие пособия, наглядные средства, дидактические материалы и др. образовательные ресурсы,  дать краткую аннотацию)

Программа летнего профильного лагеря «Первоклассник» (в программе дана пояснительная записка, определены цели и задачи, виды предполагаемой деятельности, описан ожидаемый результат, программа состоит из трех модулей: 1) «Мир во мне»; 2) «Компьюлошка»; 3)»Познавай-ка», предложено тематическое планирование по каждому модулю);

Программа факультатива для учащихся вторых классов «Формирование стиля познавательной деятельности» (за основу была взята программа «Формирование стиля познавательной деятельности», автор М.Р. Битянова, М.: «Генезис»,2000г., в которую были внесены изменения с целью ее адаптации к условиям школы);

Разработки занятий (коррекционных и развивающих);

Дидактические и раздаточные материалы к занятиям;

Мультимедийные презентации для проведения занятий;

Разработки занятий психолого-педагогического консилиума для учителей начальной школы;

Лекции и практические занятия для родителей учащихся начальной школы
4.3. Рекомендации по использованию продукта

Должны использоваться в комплексе

4.4. Публикации о представленном инновационном опыте, оформленные согласно правилам библиографического описания публикаций

Бодунова Н.А. «Готовимся к школе в лагере «Первоклассник», газета Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово», № 59 от 26.07.2005г.

Бодунова П.А. «Первоклассник для будущих первоклашек», газета Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово», №50 от 07.07.2007г.

Бодунова Н.А. «Лето – 2009. В лагере «Первоклассник», газета Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово», №57 от 25.07.2009г.
4.5. Распространение данного инновационного опыта на разных уровнях: мастер-классы, обучающие семинары, стендовые доклады и др. (подчеркнуть, указать мероприятия, тему, дату проведения)

Муниципальный уровень:

Районный семинар «Летняя оздоровительная кампания», 19.05. 2006 г.;

Районный семинар «Новые подходы в организации преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой», 12.05. 2007 г.;

Мастер-класс  «Опыт работы профильного оздоровительного лагеря «Первоклассник», 22.05.2008 год;

Стендовый доклад «Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы», занятие «Школы методиста» по теме , 23.10.2008г.

4.6. Предполагаемые масштаб и формы распространения инновационного опыта (с указанием возможных тем публикаций, выступлений, мастер-классов, обучающих семинаров и т.д.)

Мастер-класс для педагогов-психологов по теме: «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы»,2009г.

Публикации:

 «Подготовка детей к школе. Рекомендации психолога».

 «Особенностей адаптационного периода первоклассников, организации режима дня».

 «Психологические возможности и особенности детей младшего школьного возраста».

  «Формирование положительной учебной мотивации  у учащихся начальной школы».

  «Как помочь ребенку в приготовлении уроков. Рекомендации психолога».

  «Развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста».
4.7. Конкретные адреса внедрения инновационного опыта Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
V.

Данные о связях с другими педагогами (сетевое взаимодействие, совместные программы)

5.1. Партнерство в рамках данной инновационной  работы

Партнерство в рамках деятельности осуществляется с:

муниципальными дошкольными образовательными учреждениями №4, №10;

ГУЗ «Верхнебуреинский центр организации специализированных видов медицинской помощи»;

с Центром диагностики и консультирования;

с редакцией газеты Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово» 

    Формы взаимодействия с образовательными учреждениями:

Проведение консультаций для педагогов, воспитателей;

Участие в семинарах;

Участие в работе школьного и районного методических объединений учителей начальных классов, районного методического объединения педагогов-психологов;

Выступления на педагогических советах, родительских собраниях

VI.  Экспертное заключение
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Семенова Клавдия Викторовна, методист районного информационно-методического центра

6.1. Основные выводы экспертного заключения

Актуальность работы заключается в том, что условия для психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, созданные в результате функционирования опыта,  позволяют будущим первоклассникам, учащимся начальной школы безболезненно справиться с возрастным кризисом, усугубляющимся переходом в новую социальную среду.

  Педагог-психолог осуществляет систематическую целенаправленную работу по созданию системы психолого-педагогической поддержки учащихся начальной школы, организуя совместную деятельность педагогических коллективов школы, детских садов, родителей учащихся с целью. Интересен опыт работы летнего профильного лагеря «Первоклассник», деятельность которого создает условия для самопознания и самореализации ребенка, для развития его познавательной и волевой сфер, для формирования у него коммуникативных навыков успешного взаимодействия со взрослыми, с другими  детьми