Вт12122017

LAST_UPDATEПн, 11 Дек 2017 2pm

Back Вы здесь: Мы делаем Большие мероприятия Мы делаем Архив мероприятий Проект ФЦПРО в Хабаровском крае

Большие мероприятия

Проект ФЦПРО в Хабаровском крае

Проект «Разработка и формирование федерально-региональной мобильной сети

повышения квалификации управленческих кадров системы образования»


 

Нормативные документы Статьи и пособия Миграция
Стажировочные площадки Список слушателей Список тьютеров

 


Стратегические задачи:

  • Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
  • Повышение эффективности управления в системе образования;
  • Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования.

Ожидаемы результаты:

  • Обновление и качественное совершенствование кадрового потенциала системы общего образования.
  • Повышение качества общего образования.
  • Повышение конкурентоспособности общеобразовательных учреждений на рынке образовательных услуг.
  • Повышение эффективности использования бюджетных средств в  общеобразовательных учреждений края.
  • Расширение социального партнерства и использование принципов гражданского общества в управлении общеобразовательным учреждением.

 


 

Как все начиналось

С 3 по 9 сентября 2007 г. в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошли курсы повышения квалификации «Разработка и формирование федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования».

 На курсах приняли участие ректора Институтов повышения квалификации субъектов Российской Федерации, проректора, управленцы, представители кафедр из 15 регионов – всего 206 человек.

По итогам обучения слушатели сети получили Свидетельства повышении квалификации АПК и ППРО, подтверждающие статус федерального тьютера по подготовке руководящих кадров в современных условиях.

Программа курсов состояла из пятнадцати учебных модулей, разработанных по наиболее актуальным проблемам модернизации российского образования. Рассчитана она на повышение квалификации и переподготовку лидеров – руководителей образовательных учреждений и руководителей органов управления образованием, от деятельности которых зависит наиболее эффективные и системные изменения в образовании.

Цель проекта - разработка концептуальных основ, организационно-нормативного, кадрового и учебно-методического обеспечения формирования федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования, как одной из моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего управленческому корпусу системы образования формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

 Реализация проекта «Разработка и формирование федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования» осуществляется в КГОУ ДПО ХК ИРО через предоставление руководителям общеобразовательных учреждений возможности пройти курсы повышения квалификации.


 Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации

«Современный образовательный менеджмент (модульная программа)»

                Пояснительная записка

Содержание модульной программы направленно на повышение квалификации руководителей образовательных учреждений, руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб, муниципальных проектных (стратегических) команд, команд развития (модернизации) образовательных учреждений.  Программа «Современный образовательный менеджмент» разработана в русле реализации идей стратегии модернизации российского школьного образования, модели образования 2020 для экономики, основанной на знаниях, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где четко охарактеризованы проблемы и задачи развития системы в целом     Основная цель программы – обновление и углублённое изучение теоретических, практических знаний, развитие профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности слушателей, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.Основными задачами модульной программы являются удовлетворение потребности личности в непрерывном образовании в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда, получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Постановка и освещение проблем, достижение понимания слушателями представляемой информации производится через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемым темам.

Для успешного освоения программы обязательным условием является наличие у обучающихся опыта практической управленческой деятельности в системе образования, базовых знаний по тематике предложенной программы, понимание необходимости проводящихся в современной системе образования изменений, наличие навыков пользователя ПК, работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, поиска информации в Интернете, а также готовность принимать новые идеи и реализовывать их на практике.

Процесс освоения программы построен на сочетании аудиторных занятий (основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного управленческого опыта обучающихся) и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику для решения конкретных проблем в своих образовательных учреждениях.

В рамках программы разработаны учебно-методические пособия, которые предполагают возможность усвоения вышеперечисленных разделов, которые представляют собой содержательно завершенный блок информации, включающий учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности освоения учебного материала.

Основными формами работы со слушателями программы являются интерактивные лекции – форма занятия, предполагающая интерактивное изложение преподавателем одного из разделов курса, а также интерактивные семинары, предполагающие диалоговое форму закрепления и углубления знаний, при которой слушатели заранее готовят информацию по теме и презентуют её с использованием приемов и техник интерактивного обучения.

При освоении программы используются и иные формы работы – групповая и совместная работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуации, тренинги практических навыков и прочие.

Ключевые идеи программы:

·        образование как потенциал инновационного развития общества;

·        личность в центре государственной образовательной  политики, обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей человека;

·        открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;

·         новая образовательная культура (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

·        общественно-государственное взаимодействие, социальное партнерство как факторы развития образования в гражданском обществе;

·        взаимосвязь государственного и общественного контроля качества образования, мониторинг качества образования, управление с учетом достигнутого качества;

·        независимость, автономия ОУ, самостоятельность субъектов образования как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса;

·        сетевые структуры, сетевые модели управления и взаимодействия как способ повышения эффективности системы образования;

·        управление в условиях модернизации образования – ориентация на  достижение стабильности и развития;

·        экономика образования: обеспечение самостоятельности и эффективности образовательного учреждения за счет введения новых управленческих механизмов.

Принцип построения и структура содержания программы.

Программа построена по модульному принципу. В нее входят18 модулей:

Модуль 1. Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации.

Модуль 2 Оценка деятельности современной школы.

Модуль 3. Инновационный менеджмент в управлении школой.

Модуль 4. Правовые основы управления образовательным учреждением.

Модуль 5. Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением.

Модуль 6. Деловое администрирование.

Модуль 7. Эффективный менеджмент в образовании.

Модуль 8 Корпоративное (внутрифирменное) обучение как инновационный подход к методической работе.

Модуль 9. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Модуль 10. Образовательная программа образовательного учреждения.

Модуль11. Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Модуль 12. Развитие сети образовательных учреждений.

Модуль 13. Организация работы по созданию комплексной системы обеспечения безопасности учащихся и персонала образовательного учреждения.

Модуль 14. Развитие системы поддержки талантливых детей.

Модуль 15. Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчетности.

Модуль 16. Трудовое законодательство в образовании.

Модуль 17. Новые формы организации деятельности образовательных учреждений.

Модуль 18. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения. Конкурсные торги и закупки.

     Каждый модуль реализуется за счет 8 - 36 часов трудозатрат со стороны участников (групповая и индивидуальная работа под руководством тьютора-тренера), модули обеспечены учебным пособием и рабочей тетрадью. Время освоения модуля может быть расширено за счет возможностей самостоятельной работы участника образовательной программы и индивидуального тьюторско-тренерского сопровождения.

     Все модули содержательно и технологически взаимосвязаны, однако могут рассматриваться и как самостоятельные.

     Содержание, связанное с формированием новой образовательной культуры,  не выделено в самостоятельный  модуль (ввиду специфики целевой группы), но представлено за счет технологий реализации программы.

Успешное освоение модульной программы предполагает:

1.     Развитие основных составляющих компетентности руководителей:

ü профессиональная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников;

ü Коммуникативная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными  организациями, органами власти и управления, их представителями; владение  деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе;  способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений;  владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных;

ü информационная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой  приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях;

ü правовая компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых  документов  органов  власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.

2.     Эффективное решение профессионально значимых управленческих задач:

ü создания условий для обеспечения образовательных прав личности на основе развития демократической правовой культуры образовательного учреждения;

ü использования потенциала образовательной системы для становления гражданского общества за счет развития механизмов общественно-государственного управления и взаимодействия в системе образования;

ü развития инновационного потенциала образовательного учреждения за счет качественного обновления системы управления развитием;

ü формирования в образовательном учреждении новой образовательной культуры, основанной на принципах компетентностного подхода, обучения через активную самостоятельную деятельность и созидания;

ü развития новых управленческих технологий, обеспечивающих реализацию задач модернизации российского образования;

ü участия образовательного учреждения в сетевых процессах, в частности, в процессах реструктуризации сети образовательных учреждений в регионе, введения структурных изменений, обеспечивающие повышение качества образования;

ü построения собственных систем управления качеством образования, а так же обеспечения вхождения образовательной системы в федеральную систему мониторинга качества образования;

ü построения финансовой политики с учетом новых экономических моделей, в частности на основе принципов подушевого  финансирования и финансовой самостоятельности  образовательного учреждения;

ü владение современными технологиями управления качеством образования;

ü освоения эффективных моделей принятия управленческих решений на основе владения современными  технологиями образовательного менеджмента.

         В ходе образовательного процесса слушатели разработают:

·         долгосрочную и краткосрочные программы(в том числе образовательную) и проекты модернизации образования в образовательном учреждении (применительно к переходу на стандарты второго поколения, на: технологии и содержание обучения через деятельность, профильное обучение, методы развития критического проективного мышления; развитие обществено-государственного взаимодействия в образовательном учреждении, становление правовых механизмов регулирования деятельности образовательного учреждения, переход на административную и финансовую самостоятельность);

·         создадут пакет юридических (нормативных) актов, регулирующих деятельность образовательного учреждения;

·         создадут образцы договоров, заключаемых образовательным учреждением в соответствии с задачами обеспечения качества образовательного процесса и общественного контроля качества (договоры с участниками образовательного процесса, внешними организациями, другими образовательными учреждениями);

·         разработают механизмы, обеспечивающие развитие общественно-государственного взаимодействия в образовательном учреждении;

·         разработают модели целесообразной реструктуризации образовательного учреждения, пути и способы вхождения образовательного учреждения в образовательные и другие социальные сети;

·         спроектируют внутренние системы мониторинга качества образования;

·        разработают пакет необходимой документации, позволяющий вести самостоятельную финансовую политику;

·         разработают программу финансового обеспечения образовательного учреждения, бюджетный план;

·         построят применительно к своему учреждению систему оптимизации использования финансовых ресурсов.

  Организация образовательного процесса 

Повышение квалификации руководителей проводится с отрывом от работы на базе Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования».

КГОУ ДПО «ХК ИРО» оценивает качество освоения образовательной программы путем осуществления входной  и выходной диагностики компетентности руководителя образовательного учреждения, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. Освоение каждого модуля заканчивается итоговым контролем. Формы итогового контроля модуля: рефлексивное эссе, тест, защита проекта, защита программы.

Освоение образовательной программы завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, завершающим этапом освоения слушателями образовательных программы повышения квалификации и проводится в целях оценки их уровня знаний.

Формы итоговой аттестации: экзамен; зачет; курсовая работа; проект; реферат, управленческий портфолио.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают удостоверение о повышении квалификации.

       Для каждого слушателя в соответствии с учебным планом и уровнем его подготовленности возможен индивидуальный учебный план.

     Слушатель может выбрать учебные модули из предлагаемых по учебному плану курсовой подготовки и обязательно пройти обучение по первому модулю «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации», который является обязательным для обучения.

В зависимости от изменений в государственной образовательной политики, уровня подготовки и потребностей слушателей, возможно изменение количества часов и тематики в учебно-тематическом плане.