Сб10212017

LAST_UPDATEПт, 20 Окт 2017 11pm

Back Вы здесь: Мы делаем Большие мероприятия Краевая августовская научно-практическая конференция 2016 Архив 2010 КАВП-2010: Введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Большие мероприятия

КАВП-2010: Введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Модератор раздела - Глущенко Екатерина Александровна, кафедра педагогики и психологии ХК ИРО

Обсудить на форуме

На главную страницу КАВП-2010

К размышлению

Современное состояние нравственной сферы социальной жизни российского общества можно охарактеризовать как критическое.

Развернутая в 90-е годы прошлого века в СМИ и продолжающаяся до сих пор пропаганда насилия, жестокости, вседозволенности, сексуальной и поведенческой распущенности, потребительского отношения к жизни привели к устойчивому затяжному кризису в нравственной сфере жизни российского общества. Психологически наиболее восприимчивой к воздействию средств массовой информации и вследствие этого – самой незащищенной категорией оказались дети и молодежь. В результате длительного информационного воздействия, в силу других объективных факторов реалиями российской жизни сегодня являются высокий уровень преступности, в том числе детской, стремительная алкоголизация и наркотизация молодежи, катастрофическое разрушение семьи как социального института, о котором свидетельствует статистика разводов, детской беспризорности, острый демографический кризис.

Долгое время вопрос о том, как нейтрализовать эти процессы средствами образования, висел, что называется, «в воздухе». Перспектива введения в школьную программу предмета духовно-нравственного содержания, в частности, «Основ православной культуры», вызывала горячую поддержку одних и резкое неприятие других. Между тем деградационная тенденция нарастала, создавая угрозу самому национальному культурному выживанию.

Сегодня ответом государства на этот социальный вызов стали два серьезных шага, свидетельствующие о том, что духовно-нравственное воспитание приобретает статус приоритетного направления современной системы образования.

На нормативном уровне таким шагом стало создание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (текст Концепции прилагается), на практическом – введение в нынешнем году в учебную программу общеобразовательных школ экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (документы по апробации курса прилагаются).

Хабаровский край не вошел в число 19 регионов – участников эксперимента, однако это не означает, что духовно-нравственное воспитание  находится за пределами образовательного пространства края. В  ряде школ Хабаровска и края имеется многолетний опыт факультативного преподавания дисциплин духовно-нравственного содержания, плодотворно в этой области работают педагоги центров дополнительного образования, приобщая детей к духовно-нравственной культуре средствами изобразительного, музыкального, прикладного искусства.

Сегодня, ввиду острой социальной необходимости актуализировать духовно-нравственную составляющую воспитания и перемещения ее из  периферийной в центральную сферу государственных интересов, в крае начинается работа по решению одной из важнейших проблем, лежащих на пути реализации целей духовно-нравственного воспитания в системе образования. Этой проблемой является дефицит у педагогов специальных знаний культурологического, религиоведческого характера. Этот дефицит обусловлен вполне объективными, историческими и идеологическими, причинами, однако настоящая ситуация – острейшего нравственного кризиса и ответственности, наряду с другими общественными институтами, системы образования за духовно-нравственное состояние общества – требует уже не обсуждения этих причин, а их качественного устранения. С 2010 г. Хабаровский краевой институт развития образования осуществляет разработку программы курсов повышения квалификации работников образования по теме «Содержание школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Программа курсов привязана к одному из модулей, «Основы православной культуры», поскольку в настоящий момент институт располагает ресурсами для организации работы именно на этом содержательном поле.

Учебно-тематический план курсов включает в себя религиоведческий, психолого-педагогический и культурологический блоки.

Религиоведческий

  • Источниковедческий (вероучительные книги конфессии: Священное Писание, Священное Предание)
  • Содержательный (вероучение конфессии: христианская догматика)
  • Исторический (общецерковная история, история Русской Церкви)
  • Практический (культовые сооружения и изображения)

Психолого-педагогический

(христианская педагогика, возможности взаимодействия психологической, педагогической науки и христианской антропологии)

Культурологический

  • Православные праздники
  • Святые Православной Церкви
  • Русская художественная литература в свете христианских ценностей
  • Русская религиозная философия

Проведение первых курсов планируется на сентябрь-октябрь 2010 г., и эта учебная площадка, при заинтересованном отношении всех субъектов образовательного пространства края, может стать стартовым этапом целенаправленной систематической работы по реализации в регионе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Уважаемые коллеги! Если проблема нравственного воспитания детей вам не безразлична, если у вас есть мнения, предложения, вопросы, опыт работы в этом направлении, приглашем вас к участию в нашем форуме. Насколько актуальной видится вами необходимость для педагогов приобретения религиоведческих, культурологических знаний?